Уменьшение размера пожизненного содержания привело судью в Конституционный Суд
Время от времени судьям, служителям справедливости, приходится и самим отстаивать свои интересы в судах.
В этот раз судья обратился в Конституционный Суд с попыткой оспорить конституционность некоторых положений Закона «О статусе судей» в связи со снижением размера пожизненного содержания.
Фабула дела
Как сообщает издание "Правовая Гарантия", Марс Фазылович Ганеев более десяти лет занимал должность судьи Советского районного суда Казани Республики Татарстан. Его полномочия были прекращены в связи с письменным заявлением об отставке. В дальнейшем он неоднократно привлекался к исполнению обязанностей судьи с зачисление в штат районного суда. В связи с выполняемой им работой было назначено и пожизненное ежемесячное содержание как судье, пребывающему в отставке.
При определении размера содержания был учтен и стаж работы как в должности специалиста Министерства Юстиции, так и в должности судьи. Однако позднее размер назначенного судье-отставнику содержания был снижен в связи с произведённым перерасчётом. Из стажа мужчины был исключён период работы в должности специалиста Минюста, т.к. не было подтверждения необходимости наличия высшего юридического образования для замещения данной должности.
Позиции судов
Ганеев обратился в суд с требованием о возложении обязанности включить отдельные периоды его деятельности в стаж работы в качестве судьи для исчисления ежемесячного пожизненного содержания. Но ни один из судов не удовлетворил требования судьи, ссылаясь на пункт 3.8 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, согласно которому пребывающему в отставке и не получающему ежемесячное пожизненное содержание судье время исполнения обязанностей судьи на срок до одного года по статье 71 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» включается в стаж работы в должности судьи при назначении ежемесячного пожизненного содержания только при условии его последующего назначения на должность судьи в установленном законом порядке.
Позиция Конституционного Суда
Конституционный Суд напомнил, что согласно Федеральному закону от 22 октября 2014 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» на судей, ушедших (удаленных) в отставку до дня вступления в силу данного Федерального закона, в соответствии с их выбором положения указанной статьи распространяются либо в редакции названного Федерального закона, либо в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 года (часть 4 статьи 2).
При рассмотрении дела Ганеева суды применили данное законоположение в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 года и предусматривавшей, в числе прочего, включение в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, времени работы в органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование.
Суд ранее уже указывал, что определение видов работ, которые включаются в стаж работы в должности судьи, дающий право на получение льгот и выплат, не может рассматриваться в качестве дискриминации и нарушения конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, так как эти правила являются едиными для всех судей.
Кроме того, Конституционный Суд подчеркнул, что, поскольку ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое судьям-отставникам, производится в целях компенсации заработка, получаемого судьей в период замещения должности судьи и утраченного в силу прекращения полномочий в связи с выходом в отставку, федеральный законодатель при определении порядка расчета размера ежемесячного пожизненного содержания основывается на необходимости компенсации именно тех видов выплат, которые фактически были установлены судье на момент его ухода с должности.
При установлении периодов работы, подлежащих включению в стаж работы, учитываемый при определении права судьи на ежемесячное пожизненное содержание и исчислении его размера, федеральный законодатель вправе относить к числу таковых не только период работы на должности судьи, но и периоды работы на иных должностях, если эта работа способствовала формированию знаний и навыков, необходимых для исполнения обязанностей судьи.
В частности, в стаж включается время работы на должностях, требующих высшего юридического образования.
Возможность включения периода исполнения судьей, находящимся (пребывающим) в отставке, обязанностей судьи в стаж работы, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание, а также непосредственно влияющий на его размер, действующим законодательством прямо не предусмотрена, что, однако, не может рассматриваться как конституционно-значимый пробел, порождающий неопределенность правового регулирования в целом, подчеркивает Конституционный Суд.
Кроме того, согласно Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, привлечение судьи, находящегося в отставке и получающего ежемесячное пожизненное содержание, к осуществлению правосудия на срок до одного года по статье 71 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не влечет за собой перерасчета стажа его работы в должности судьи и размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания (пункт 4.5). Вместе с тем время работы исполняющим обязанности судьи включается в стаж работы в качестве судьи для назначения и выплаты ему ежемесячного пожизненного содержания при условии, что эта работа предшествовала назначению (избранию) данного лица на должность судьи (пункты 3.1 и 3.3).
Так, время исполнения обязанностей судьи включается в стаж только при условии прекращения отставки в связи с повторным назначением на должность судьи и только при его последующем уходе в отставку и назначении ему ежемесячного пожизненного содержания.
Таким образом, Конституционный Суд отказал судье в рассмотрении жалобы.
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:
Матершинники и "зомби": соцсети обсуждают проступки судей
Молчание — золото: честность лишила пристава работы
Бастрыкин просит отдать ему ещё двух судей