Своими словами: Вячеслав Курченко
ZASUDILI.RU представляет нового героя рубрики «Своими словами». Здесь люди, имеющие отношение к юридическому сообществу, высказывают свое мнение о судебной системе и обо всем, что их волнует.
Вячеслав Николаевич Курченко родился в 1954 году в с. Басьяновское Верхне-Салдинского района Свердловской области. Выпускник Свердловского юридического института (1980).
В 1980-1985 гг. – судья Первоуральского городского суда Свердловской области.
С
Член президиума Свердловского облсуда, председатель коллегии по уголовным делам этого суда.
Решением Высшей Квалификационной коллегии судей РФ в 2005 году ему присвоен Высший квалификационный класс. Доктор юридических наук.
_____________________________________
О судьях
Иногда судья считает, что его за какое-то дело гнобят. Вовсе нет. Таким образом некоторые судьи пытаются оправдать свои недостатки в работе, свои промахи – волокиту и так далее. Это прикрытие.
У нас сейчас есть такие дела, что если бы мы были от кого-то зависимы, то, наверное, всех бы пооправдывали. Я говорю о делах коррупционной направленности, о делах по чиновничьим взяткам.
Ни одного дела вы не можете, наверное, привести в пример, когда бы облсуд был зависим от губернатора или от кого-то еще. Для судьи выход один – либо поступаешь по закону, либо могут быть проблемы.
Ни исполнительная, ни законодательная власти не вмешиваются в нашу деятельность. Это чревато последствиями. Говорить о том, что мы кому-то подыгрываем, нельзя. Конечно, все зависит от конкретного судьи... Но если такие факты будут установлены, это основание для отстранения судьи от должности.
О нагрузке на судей
Работа неблагодарная. Я бы врагу не пожелал.
Физическая и психическая нагрузки, конечно, очень большие. И потерпевших жалко.
Бывает, что подсудимых в душе порвать на части хочется, но показать этого я не могу, это нарушение норм этики, если я буду выражать предвзятость. Спасает только вынесение справедливого решения.
Об уходе судей
В основном судьи уходят на пенсию, по собственному желанию. Кто-то иногда сам понимает, что не справляется с работой, и уходит на другую работу, но это тоже единицы.
О кандидатах в судьи
В судьи люди не рвутся.
Адвокаты мало претендуют почему-то. Но если претендуют, то для них требования такие же, как для всех остальных.
Мы проверяем адвокатов, смотрим, в каких делах они участвовали. Мы проводим негласные проверки, получаем заключение из ФСБ и прокуратуры, узнаем, кто есть кто. Действительно, можно сдать экзамены, но не получить наше заключение. Может быть, этот адвокат был связан с преступными группировками, вел себя вне рамок адвокатской деятельности?
Не зря говорят: чтобы стать судьей, надо быть сиротой.
Самый главный критерий сейчас – мозги. Мы доросли до того времени, когда все определяет профессионализм. Если придет неграмотный человек, ему в системе долго не продержаться.
О клановости в судах
Нельзя работать, допустим, папе и сыну в одном суде. Не должно быть прямого подчинения.
Дети многих судей идут учиться в юридический институт. Я не понимаю, а что тут плохого? Так же как и в семьях артистов, где дети смотрят на папу с мамой и становятся артистами, дети судей становятся судьями.
О приговорах
Надо поступать по нормам УПК, если недостаточно доказательств, есть сомнения, лучше оправдать виновного, чем посадить невиновного. Это помогает. Не надо ничего натягивать. И, главное, надо быть честным перед самим собой.
Если судья по-настоящему судья, он не должен полностью переносить прокурорское заключение в приговор. Нужно это оспаривать в вышестоящих судах. Хотя если обвинительное заключение правильное… Если суд установил все то же самое, то наверное, это нормально.
У меня часто спрашивают, сколько должно быть оправдательных приговоров? Я на это всегда отвечаю – их должно быть столько, сколько должно быть. Никакой статистики. Критерий один: есть доказательства – приговор обвинительный, нет доказательств – приговор оправдательный.
Написать приговор оправдательный зачастую сложнее, чем обвинительный. Для этого требуется гораздо больше знаний, чем для того, чтобы вынести обвинительный приговор.