Барщевский: «Есть неграмотные судьи, но это не основная проблема»
Полномочный представитель правительства в высших судах выступил в Госдуме.
Михаил Барщевский, являющийся полномочным представителем российского правительства в высших судах, выступил в Госдуме в рамках лекций «Развитие правовой системы в России».
Выступление начал он с такой темы, как эмиграция. В 1980-х гг., по словам М. Барщевского, люди уезжали из страны «от уравниловки, тоталитарной системы, дефицита и отсутствия свободы слова». Следующая волна эмиграции была в 1990-е, когда граждане покидали Россию из-за «непонятной ситуации и пустых прилавков». А несколько лет назад вновь стала заметна «большая отъездная волна», заявил М. Барщевский. «Мне, кажется, удалось понять, в чем дело. У людей в России, в особенности среднего класса, отсутствует ощущение, что суд их защитит», – отметил он.
По его мнению, дело здесь не в судьях. «Безусловно, есть неграмотные судьи, но это не основная проблема», – заявил М. Барщевский. И обратился к статистике, согласно которой судьи часто встают на сторону граждан. По информации М. Барщевского, удовлетворяется 80% обращений россиян в Конституционный суд, а Верховный суд РФ в минувшем году из 220 жалоб на акты органов власти удовлетворил 75%.
Причину незащищенности представитель правительства усматривает в зыбкости независимости судей. Он выделил ряд проблем, признав главной финансирование судебной системы. М. Барщевский уверен, что необходимо обратиться к европейскому опыту, когда каждый год из бюджета страны на данную сферу выделяется определенный процент на период от 5 до 10 лет.
Нынешние российские правила, когда сумма расходов на суды не может быть меньше прошлогодней без разрешения Совета судей или Всероссийского съезда судей, его не устраивает. «Ежегодно вся судебная система отправляется на поклон в Минфин, затем в правительство, в Госдуму для утверждения цифры на их содержание, – возмутился М. Барщевский. – Как мы можем говорить о независимости одной системы, когда она каждый год должна идти на поклон к иным ветвям власти и просить средства на свое существование?»
Другой проблемой он считает состав судейского сообщества. По словам Барщевского, необходимо изменить требования к претендентам в судьи. В данном аспекте он тоже предложил воспользоваться опытом европейских стран, где, по его словам, будущему судье нужно отработать 3-5 лет адвокатом и прокурором. «Когда ты был по обе стороны барьера, то начинаешь соображать, где кто, как хитрит, станешь уважаемым лицом», – подчеркнул он, добавив, что среди российских судей практически нет экс-прокуроров, адвокатов. «В основном это бывшие следователи, милиционеры, а часто – секретари и помощники судей», - заключил Барщевский.
Третьим пунктом судебной реформы, продолжил он, должны стать правила назначения руководителей судов: их должен утверждать, например, Совет Федерации, как судей Верховного суда или избирать Пленум ВС. Сегодняшний порядок, когда председателей назначают указом главы государства, не нравится М. Барщевскому. «Я абсолютно доверяю лично президенту. Но вы думаете, что это президент лично решил, какого председателя суда утвердить, а кого – нет? Нет. Процесс идет с федерального инспектора, который работает в регионе, затем полпред президента и пошла цепочка», – сказал он. И добавил, что руководитель суда не станет с губернатором ссориться, если его полномочия скоро истекают, а ему нужно будет бороться за пост.
Еще одно требуемое нововведение – это изменение полномочий глав судов. Барщевский уверен, что их необходимо приблизить к завхозам. «У председателя не должно быть в отношении судей никаких властных полномочий. Сейчас они у него имеются. Найдите мне судью, который рискнет затеять ссору с председателем суда. У него сразу полномочия прекратят!» – настаивал М. Барщевский.
Он пояснил, что предложенную им реформу судебной системы «необходимо принять на вооружение и срочно реализовывать».