ЕСПЧ берётся за защиту российских детей - жертв насилия
Европейский Суд по правам человека впервые берётся за российское дело о травмировании детей — жертв изнасилований во время следствия.
Всем известно, что следственные мероприятия проводятся для лучшего понимания ситуации, обнаружения новых зацепок, доказательств, получения важных сведений. Следственные мероприятия — неотъемлемая часть расследования, однако иногда они могут принести не меньше страданий, чем преступление.
Безусловно, это касается детей. Иногда детская, не до конца окрепшая психика заставляет ребёнка закрыться в себе, а необходимость следствия в очередной раз услышать рассказ жертвы лишь усугубляет положение: новый виток страданий становится причиной возникновения депрессии, повышенной тревожности. И, хотя следствие нередко включает видеозапись во время дачи показаний, что позволяет сократить количество обращений к жертве за повторным рассказом, иногда возникают ситуации, когда подобным обращениям не видно конца.
Повторная травматизация
Именно с такой ситуацией в ЕСПЧ обратились представители несовершеннолетней девушки, подвергавшейся насилию с шестилетнего возраста. Согласно жалобе, девушке приходилось повторять рассказ около 23-х раз, что, безусловно, является повторной психологической травматизацией. При этом у следствия имелась видеозапись показаний пострадавшей, но она каким-то образом оказалась потеряна, в связи с чем пришлось делать новую. Кроме того, очные ставки проводились дольше установленных временных лимитов, а в одно из опознаний в комнату, где находилась девушка, вошёл предполагаемый насильник.
До этого у девушки диагностировали депрессию и повышенную тревожность, а также обнаружили риски суицида. При таком диагнозе девушке рекомендовано прекратить участие в следственных действиях, минимизировать стрессы, но и после этого стрессовые ситуации продолжались.
Представители потерпевшей в жалобе отмечают, что в России отсутствуют средства правовой защиты от повторной травматизации — нет норм, определяющих щадящий режим участия жертв в следственных действиях и судебных заседаниях. Кроме того, требования российского законодательства о том, что на каждого предполагаемого преступника нужно возбуждать отдельное уголовное дело в случае, если преступление совершено не в сговоре, значительно увеличило количество следственных действий.
Изучив жалобу, Страсбург попросил Россию отчитаться о том, как проводятся расследования по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних, и являются ли существующие нормы законы эффективными средствами защиты. Также ЕСПЧ интересуется, какие меры были приняты для обеспечения права на сохранения человеческого достоинства с учётом уязвимости из-за юного возраста и был ли отдан приоритет интересам ребёнка.
Текст Решения ЕСПЧ будет доступен позднее.
Читайте далее:
Любовь судьи Земцовской к замечаниям привела к написанию адвокатами коллективного письма
Судья из Екатеринбурга вдвое увеличил сумму долга после оглашения "резолютивки"
Уже однажды лишённому мантии судье Зиновьеву не удалось вернуть звание во второй раз