Без сдержек и противовесов: судейская карьера и нарушение принципов
Отбор судей в Таджикистане
Этапы отбора судей в Таджикистане включают следующие: заявление, экзамен, стажировка и окончательное назначение. Основными органами, участвующими в процессе отбора, являются Квалификационная коллегия, Экзаменационная комиссия, Председатели Верховного суда и Высшего экономического суда, Парламент и Президент Таджикистана. Лица, которые впервые выступают кандидатами на должность судьи, до назначения должны пройти стажировку. Новые судьи сначала назначаются в суды низших инстанций, такие как военные суды гарнизонов, городские и районные суды и областные экономические суды первой инстанции. Для первичного назначения на должность судьи кандидат должен успешно сдать квалификационный экзамен на должность судьи-стажёра.
Председатель Верховного суда вправе не допустить кандидата к сдаче экзамена, например, в случае «сомнительных связей или конфликта интересов». МКЮ сообщили, что после подачи заявления все кандидаты проверяются на предмет родственных и личных связей, хотя закон данную процедуру не устанавливает. Утверждается, что подобные проверки проводятся службами безопасности, но миссии не удалось добиться большей ясности по этому вопросу.
Экзамен проходит в два этапа: первый—оценка знания таджикского языка и навыков письма, и второй—проверка юридических знаний кандидатов. Первый экзамен проводится письменно, второй может проводиться устно на основании экзаменационных билетов. К слову, по факту большинство экзаменов проходит в устном формате.
Требования к кандидатам на должность судьи
Кандидаты на должность судьи судов первой инстанции должны соответствовать следующим требованиям: быть гражданами Республики Таджикистан не моложе 25 лет, иметь высшее юридическое образование и профессиональный опыт работы не менее трёх лет.
Судьи, назначаемые в Верховный суд, Высший экономический суд, районные и областные суды, должны быть гражданами Республики Таджикистан не моложе 30 лет, иметь высшее юридическое образование и стаж работы судьёй не менее пяти лет.
На должность судьи Конституционного суда могут быть избраны граждане Республики Таджикистан не моложе 30 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы в области права более 10 лет.
Знание таджикского (государственного) языка является обязательным для всех указанных должностей.
Назначение судей
После успешной сдачи квалификационного экзамена лицо проходит стажировку, которая является первым этапом судейской карьеры. Как сообщили миссии, данное требование было введено в 2008 году в качестве общей практики, хотя текст закона не предусматривает обязательной стажировки. Если судья проходит стажировку, то этот период засчитывается в его профессиональный стаж.
Судьи-стажёры не рассматривают дела. Они получают ежемесячное вознаграждение в размере около 100 долларов США, что примерно соответствует среднему доходу по стране. Миссии сообщили, что судьи проходят годичную программу обучения в Центре подготовки судей и стажировку в судах. Так, в феврале 2020 года 58 молодых судей, назначенных на эту должность впервые, прошли весь срок стажировки в Учебном центре при Верховном суде. По результатам стажировки судьи-стажёры должны сдать экзамен, результаты которого действительны в течение трёх лет. Кандидаты, не назначенные на должность в течение трёх лет, должны пересдать экзамен. Судьи-стажёры, прошедшие годичное обучение, зачисляются в резерв кандидатов на должность судьи.
Судейская карьера по законодательству Таджикистана
Сроки пребывания в должности
В Таджикистане судьи всех уровней избираются или назначаются сроком на десять лет. По окончании их срока службы ККС выносит заключение о том, следует ли назначать судей на новый срок или переводить в суд более высокой инстанции—областной, Верховный суд или Высший экономический суд. Пенсионный возраст составляет 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. По закону, судьи, достигшие пенсионного возраста, автоматически освобождаются от занимаемой должности. Когда действующий судья назначается в новый суд, десятилетний срок исчисляется с момента нового избрания или назначения.
Квалификационные классы
По закону, все судьи обладают единым статусом и отличаются друг от друга только своими полномочиями и компетенцией. Тем не менее, судьям присваиваются разные «квалификационные классы», то есть классы, обозначающие уровень старшинства в судебной иерархии. Квалификационные классы присваиваются Президентом Республики Таджикистан по представлению Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного суда и Председателя Высшего экономического суда на основании заключения ККС. Законодательством Таджикистана предусмотрены шесть квалификационных классов для судей, которые начинаются с пятого класса, затем идёт четвёртый и так далее, а на самой вершине иерархии располагается «высший класс». Лица, впервые назначаемые на должность судьи, в течение шести месяцев после назначения проходят квалификационную аттестацию для присвоения квалификационного класса. По мере перехода судей из одного класса в другой повышается их зарплата. Размер заработной платы определяется и утверждается Президентом Республики Таджикистан.
По закону, судьи не могут бессрочно оставаться в одном классе. Минимальный срок пребывания в квалификационном классе, дающий возможность присвоения следующего квалификационного класса, устанавливается законом: для пятого и четвёртого квалификационных классов—три года; для третьего и второго квалификационных классов—пять лет. Срок пребывания в первом (и высшем) квалификационном классе не ограничен.
Привлечение судей к дисциплинарной ответственности
В Таджикистане процедура привлечения судей к дисциплинарной ответственности регулируется Законом «О судах», который предусматривает следующие основания для привлечения судей:
1) Грубейшее нарушение законодательства при рассмотрении дел;
2) Нарушение правил внутреннего трудового распорядка;
3) Совершение проступка, порочащего авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи;
4) Нарушение требований Кодекса этики судьи.
Закон устанавливает сроки давности за совершение дисциплинарного проступка: дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. В результате дисциплинарного производства судьям может быть вынесено замечание или выговор, но они не могут быть уволены. Хотя увольнение судьи в принципе возможно, оно не является формой дисциплинарного взыскания, а предусмотрено общим положением об освобождении судей по статье 18 Закона «О судах».
По закону, только председатели судов, за исключением председателей судов низшей инстанции, могут возбуждать дисциплинарное производство в отношении судей. К председателям судов, уполномоченным возбуждать дисциплинарное производство, относятся:
1)Председатель Верховного суда — в отношении всех судей, за исключением судей экономических судов;
2)Председатель Высшего экономического суда — в отношении всех судей экономических судов;
3)Председатели областных судов — в отношении председателей, их заместителей и судей областных и районных судов, Суда Горно-Бадахшанской автономной области и Суда города Душанбе.
Дисциплинарные дела рассматриваются ККС. Рассмотрение дисциплинарного дела происходит на заседании ККС с участием соответствующего судьи и других заинтересованных сторон. ККС вправе рассмотреть дисциплинарное дело в отсутствие соответствующего судьи, если он был извещён о месте и времени заседания и если Коллегия сочтёт причины его отсутствия неуважительными. Судья имеет право в письменной форме просить о рассмотрении дела в его отсутствие и направлении ему копии решения или заключения.
В Заключении № 3 «О принципах и нормах, регулирующих профессиональное поведение судей, в частности, этику, несовместимое поведение и беспристрастность», КСЕС отметил:
«...КСЕС не считает введение [уголовной] ответственности общепринятой нормой или практикой, заслуживающей поощрения. Судья не должен действовать под угрозой денежного штрафа, тем более—тюремного заключения, наличие которого может, хотя и подсознательно, повлиять на его решение».
Если данные типы производства объединены или один вытекает из другого, то эти принципы могут быть нарушены, что приведёт к угрозе возбуждения уголовного дела за исключительно судейское поведение. Судьи ни при каких обстоятельствах не должны нести уголовную ответственность за надлежащее исполнение судейских обязанностей.
Освобождение судьи от должности
Закон «О судах» устанавливает основания для освобождения судьи от должности. Все основания можно подразделить на три категории: добровольная отставка; отставка по основаниям, не зависящим от воли судьи; и отзыв—несовместимость действий судьи с судебной деятельностью. Если говорить конкретнее, закон предусматривает ряд оснований для увольнения судей, в том числе (но не исключительно), следующие:
-
Заявление об отставке;
-
Осуществление деятельности, несовместимой с должностью судьи;
-
Осуждение судьи по уголовному делу;
-
Нарушение установленного законодательством Республики Таджикистан порядка по упорядочению традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан;
-
Невозможность исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам на протяжении длительного срока (не менее четырёх месяцев подряд);
-
Реорганизация структуры суда (судов) или сокращение численности судей;
-
Нарушение закона при рассмотрении дел или совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
-
Нарушение трудового законодательства Республики Таджикистан;
-
Обнаружение несоответствия занимаемой должности.
Как сообщили миссии, судьи обязаны периодически отчитываться о соблюдении Закона «О традициях». МКЮ обеспокоена применением данного требования к срокам полномочий судей. В частности, неясно, почему в Законе «О судах» содержится прямое упоминание нарушения Закона «О традициях» и как это связано со способностью судей выполнять судейские функции. Согласно Основным принципам ООН, которые уже приводились ранее, «судьи могут быть временно отстранены от должности или уволены только по причине их неспособности выполнять свои обязанности или поведения, делающего их не соответствующими занимаемой должности». Этот же принцип закреплён в ряде других международных документов, касающихся независимости судебных органов.
Непонятно, почему именно судьи подчиняются действию этого закона, общие положения которого теоретически могут составить вмешательство в частную жизнь судей, помимо прочего, — из-за того, что не соответствуют принципу законности. В качестве лишь одного примера, в ряде положений закона используется понятие «семейный круг», однако в законодательстве Таджикистана нет указаний на то, что означает данный термин, что может создать почву для расширительного и потенциально превратного толкования закона и даже злоупотреблений. Данное требование напрямую подрывает принципы несменяемости и независимости судей в Таджикистане.
По закону, отставка судьи является почётным уходом судьи с должности. Судья в отставке сохраняет звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, половину заработной платы и принадлежность к судейскому сообществу через членство в Ассоциации судей. Каждый судья с юридическим стажем не менее 35 лет, в том числе в должности судьи не менее 25 лет, имеет право на отставку. Отставка судьи принимается органом, избравшим или назначившим его на должность. При выходе в отставку закон также предусматривает дополнительные льготы, связанные со статусом судьи.
Отставка прекращается, если судья не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям, а также в случае повторного избрания или назначения на должность судьи.
С началом доклада можно ознакомиться здесь.
Читайте далее:
Топ-5 нелепых судебных процессов
Молоток правосудия: для чего он нужен?
Без вины виноватые