16+
ZASUDILI.RU
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
\ Без сдержек и противовесов: судебная система Таджикистана (и её проблемы)
Без сдержек и противовесов: судебная система Таджикистана (и её проблемы)

Без сдержек и противовесов: судебная система Таджикистана (и её проблемы)

23.12.2020

С 29 апреля по 3 мая 2019 года МКЮ провела исследовательскую миссию по вопросам независимости судебных органов в Таджикистане. Миссия исследовала, помимо прочего, организацию, структуру и функционирование судебной системы, а также процедуры, регулирующие её деятельность. Отсутствие всесторонних исследовательских работ в отношении судебных органов Таджикистана побудило миссию подробно рассмотреть вопрос о том, насколько эффективно нормативно-правовая база, институциональная организация и фактическое функционирование судебной системы обеспечивают её независимость на практике, что гарантируется Конституцией Таджикистана и регулируется его законодательством.


В докладе представлены основные выводы миссии и анализ нормативно-правового регулирования судебной системы, в частности, её структур и процедур самоуправления, а также применения соответствующих законов на практике. В докладе выявлен ряд факторов, которые ограничивают способность отдельных судей выполнять свои функции независимо.


Судебная система Таджикистана


В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, «судебная власть, будучи независимой, осуществляется от имени государства судьями. Судебная власть защищает права и свободы человека и гражданина, интересы государства, организаций, учреждений, законность и справедливость». В судебной системе Таджикистана выделяют три типа судов различной юрисдикции:


1. Суды общей юрисдикции: рассматривают широкий круг дел, в том числе гражданские, уголовные, семейные, трудовые, военные и другие дела. Суды общей юрисдикции разделяются на три уровня:


А) Верховный Суд;

Б) Областные суды и суды, которые к ним приравниваются;

В) Районные и городские суды;


2. Экономические суды: рассматривают коммерческие споры, а также дела, связанные с предпринимательской и иной коммерческой деятельностью. Разделяются на два уровня:

А) Экономические суды областей, города Душанбе и Горно-Бадахшанской автономной области;

Б) Высший экономический суд;


3. Конституционный суд: рассматривает конституционные жалобы на предмет соответствия законов Конституции Таджикистана.


Уголовные дела рассматриваются профессиональным судьёй единолично. В Таджикистане сохранилась советская система народных заседателей в уголовных процессах судов общей юрисдикции по особо тяжким преступлениям. Данная категория дел рассматривается смешанной коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Народные заседатели заседают вместе с профессиональными судьями на всех уровнях судов, включая военные суды и Верховный суд. Они пользуются теми же правами и привилегиями, что и профессиональные судьи. Народные заседатели избираются в соответствии с Положением о народных заседателях, из расчёта 20 народных заседателей на каждого профессионального судью.


В Таджикистане существует относительно хорошо структурированная система судов с тремя отдельными юрисдикциями — общей, экономической и конституционной, что может стать надёжной основой для дальнейшего развития и реформ. Оба Верховных суда играют ведущую роль как в отправлении правосудия, так и в управлении судами. Представляется, что им передан ряд важных функций, которые не должны в полной мере принадлежать органам, выносящим судебные решения. Это приводит к определённому искажению ролей и дисбалансу с точки зрения распределения полномочий внутри судебной системы.


Закон не обеспечивает стабильность состава Верховных судов, поскольку Президент Таджикистана может изменять численность судей единолично, что также ведёт к риску злоупотреблений и политического вмешательства в отправление правосудия. По своему устройству, такая процедура не обеспечивает достаточных гарантий независимости высших судебных инстанций.


Кроме того, вызывают обеспокоенность полномочия вышестоящих судов по возобновлению производства «по вновь открывшимся обстоятельствам», поскольку данная процедура может противоречить гарантиям запрета повторного привлечения к уголовной ответственности. Представляется, что эти суды имеют неограниченную возможность возобновлять производство по делу при возникновении новых обстоятельств.


Институты управления судебными органами Таджикистана


Ряд органов судебной власти играют определённую роль во внутренних процедурах, которые имеют большое значение с точки зрения отбора, назначения, оценки деятельности и дисциплинарных процедур в отношении судей: это Конференция судей; Квалификационная коллегия судей; Экзаменационная комиссия; Ассоциация судей; а также органы Верховного суда, включая его Президиум, Пленум и Управление по кадрам.


Конференция судей


Конференция судей—это собрание всех судей судов разных уровней, включая Верховный суд, Высший экономический суд и судей нижестоящих судов. Она созывается Председателем Ассоциации судей Республики Таджикистан. Кворум на Конференции судей составляет не менее двух третей судей Республики Таджикистан. Согласно Закону «О судах», в функции Конференции входит избрание членов Квалификационной коллегии.


Ассоциация судей Таджикистана


Ассоциация судей — это общественное объединение, на которое по закону возложены функции судебного управления. Сообщается, что Ассоциация была создана в начале 1990-х годов по инициативе самих судей. В 1993 году Ассоциация была официально зарегистрирована в Министерстве юстиции и теперь имеет статус общественного объединения, к которым относятся и НПО, а в соответствии с изменениями в Закон «О судах» 2016 года она приобрела определённые функции в сфере управления судебной системой, которые регулируются законом. В состав Ассоциации входят действующие и отставные судьи.


Квалификационная коллегия судей


Квалификационная коллегия судей (ККС) является органом, который принимает участие в отборе и выдвижении кандидатов на должности судей, их аттестации, а также привлечении к дисциплинарной ответственности. Она была создана в 2016 году как единый орган, вместо ранее действовавших трёх квалификационных коллегий. В её состав входят Председатель, заместитель председателя и 11 членов.


Экзаменационная комиссия для кандидатов на должность судьи и судьи-стажёра


Единая экзаменационная комиссия для кандидатов на должности судей и судей-стажёров (ЭКС)—это специализированный орган, осуществляющий оценку знаний, опыта и навыков кандидатов, необходимых для замещения должности судьи. ЭКС—относительно новый орган, созданный не на основании закона, а Указом Президента Таджикистана. Кроме того, Устав и состав ЭКС также находятся в ведении Президента Таджикистана, который действует на основании совместного представления Председателей Верховного суда и Высшего экономического суда. На основании Положения о проведении экзаменов ЭКС проводит квалификационный экзамен для кандидатов, впервые представленных на должности судей и судей-стажёров.


Ранее в состав Экзаменационной комиссии входили сами судьи, но после проведения реформы состав комиссии изменился в сторону большего представительства исполнительной власти.


Управление кадров и спецработы


Данный орган действует в рамках Верховного суда и, очевидно, подотчётен его Председателю. Подобные подразделения, которые, как утверждается, состоят из трёх членов, действуют также на региональном уровне, образуя областные подразделения, которые также напрямую подчиняются Верховному суду, а не судам, в которых они размещены. Этот орган не упоминается ни в одном из общедоступных законов или подзаконных актов, но его роль по контролю над выполнением судебных функций отдельными судьями представляется первостепенной.


Члены УКСР, как правило, проводят периодические обзоры работы судов и судей и проверяют принятые судьями решения при поступлении жалоб на неправомерные действия суда. После поступления жалобы в Верховный суд УКСР предпринимает первые шаги по проверке жалоб и, при наличии достаточных оснований для возбуждения дисциплинарного производства, передаёт дело ККС.


Председатели Верховного суда и Высшего экономического суда


Роль председателей судов должна быть строго ограничена осуществлением «судебных функций, аналогичных функциям рядовых судей». Несмотря на это, в Таджикистане функции председателей судов и особенно—председателей высших судебных инстанций—выходят далеко за рамки известной максимы primus inter pares—«первый среди равных».


В Таджикистане председатели высших судов назначаются Парламентом по предложению Президента Республики Таджикистан. На практике обычно есть только один кандидат на эту должность, и решение принимается автоматически, без обсуждения. Председатели Верховного суда и Высшего экономического суда не подчиняются друг другу, поскольку Верховный и Высший экономический суды относятся к разным юрисдикциям, а функции председателей перекликаются друг с другом, как это предусмотрено статьями 37 и 53 Закона «О судах» соответственно.


По закону и на практике Председатели Верховного и Высшего экономического судов обладают широким спектром полномочий: от административных и управленческих до судебных. Они осуществляют:


  1. Назначение;

  2. Увольнение судей;

  3. Надзор за решениями рядовых судей.


К их многочисленным полномочиям относятся следующие:


  • Ведут личный приём граждан [желающих обратиться с жалобой в суд] и организуют работу по рассмотрению обращений;

  • Председательствуют на заседаниях Президиумов возглавляемых ими судов;

  • Распределяют обязанности между первым заместителем и заместителями;

  • Руководят административным аппаратом суда;

  • Организуют работу по обобщению судебной практики;

  • Представляют возглавляемый ими суд в отношениях с государственными органами, дипломатическими представителями и международными организациями;

  • Вносят предложения Президенту Республики об учреждении новых судов;

  • Представляют информацию о численности судей, народных заседателей, работников аппарата суда и источниках его финансирования.


Примечательно, что председатели судов имеют право передавать дела из одного суда в другой и принимать решение о передаче гражданского или семейного дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.


Ещё одна важная функция председателей верховных судов—возбуждение дисциплинарных дел в отношении судей Верховного суда и Высшего экономического суда, председателей, заместителей председателей и судей областных судов, военных судов гарнизонов, городских и районных судов.


Председатели судов областей и города Душанбе


Наряду с судейскими функциями председатели областных судов, а также суда Горно-Бадахшанской автономной области и города Душанбе выполняют ряд административных функций. К ним относятся:


  • Надзор за деятельностью возглавляемых ими судов;

  • Утверждение штатного расписания;

  • Распределение обязанностей между заместителями председателя суда;

  • Распределение дел между судьями и надзор за исполнением постановлений соответствующего суда.


Они обращаются в судебные коллегии Верховного суда при рассмотрении им дел в кассационном порядке; представляют дела в судебные коллегии и Президиумы соответствующих судов; созывают Президиум суда; руководят организацией работы аппарата суда, назначают и увольняют работников аппарата суда. Они отвечают за возбуждение дисциплинарных дел в отношении председателей судов, их заместителей и других судей нижестоящих судов. Председатели судов также обязаны «принимать меры по повышению квалификации судей и работников аппарата» и обобщать судебную практику и статистику.


Председатели районных судов


Председатели районных судов руководят деятельностью соответствующего суда и утверждают план работы суда; рассматривают дела в суде первой инстанции и обеспечивают исполнение судебных актов; распределяют дела между судьями; определяют судей, рассматривающих семейные дела и дела об административных правонарушениях, а также уголовные дела в отношении несовершеннолетних; руководят обобщением судебной практики; вносят представления в государственные органы, организации и должностным лицам об устранении нарушений законодательства Таджикистана; руководят аппаратом суда; принимают на работу и увольняют работников аппарата, за исключением судебных приставов, советников и помощников председателя суда; организуют работу по повышению квалификации работников судов, а также повышению правовых знаний народных заседателей и работников аппарата.


Информация получена из предоставленного редакции Правовой Гарантии отчёта МКЮ о судебной системе Таджикситана.


Читайте далее:

Топ-5 нелепых судебных процессов

Молоток правосудия: для чего он нужен?

Без вины виноватые

Назад к списку


Комментарии