Судья Верховного суда призвал коллег повысить компенсацию морального вреда
По мнению Момотова, уже заметна положительная тенденция.
Судья Верховного суда, глава Совета судей Виктор Момотов заявил, что высший суд в своей практике ориентирует суды на повышение размеров компенсаций морального вреда.
«Сравнительно недавно высшая судебная инстанция впервые самостоятельно определила размер компенсации морального вреда», - сообщил В.Момотов в ходе заседания клуба им.Д.Н. Замятнина.
Нижестоящие инстанции посчитали, что достаточная сумма компенсации за незаконное нахождение истца под стражей в течение 3 лет 2 месяцев – 150 тыс. руб. ВС признал эту компенсацию явно недостаточной и взыскал в пользу истца 2 млн 366 тыс. руб. «То есть в полной мере удовлетворил заявленные требования - руководствуясь принципом разумности и правовыми позициями Европейского суда по правам человека, - сказал судья. – Верховный суд уделяет большое внимание судебной практике в области компенсации морального вреда. Нынешняя тенденция крайне осторожного взыскания компенсаций будет изменяться в сторону разумности и пропорциональности – это начинает происходить на наших глазах».
В.Момотов отметил, что обоснованный размер возмещения морального вреда должен сделать невыгодным противоправное поведение граждан и юрлиц. К примеру, необходимо взыскивать компенсацию за вред от некачественных медуслуг, при этом пациент не обязан сам доказывать вину врачей. Согласно позиции ВС, нужно платить и за незаконный «коллекторский террор» с требованиями вернуть несуществующий долг.
Глава Совета судей подчеркнул, что размер морального возмещения должен позволить гражданину стабилизировать свое состояние, насколько это можно сделать. С этой целью будет подготовлена таблица с примерными суммами компенсации морального вреда, на которые станут ориентироваться служители Фемиды. В основу положат максимальные санкции для нарушителей прав граждан, указанные в соответствующих статьях УК, КоАП и Налогового кодекса. При этом В.Момотов уточнил, что в некоторых случаях размер компенсации не имеет значения для заявителей: «У нас бывают иски на один рубль. Это значит, что человек требует не денег, а справедливости», – пояснил он.