Кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе. Если человек уверен, что он отвечает требованиям, которые предъявляются к кандидату на должность судьи, он должен обратиться в квалификационную коллегию судей и подать заявление о рекомендации на должность. "/>
16+
ZASUDILI.RU
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
\ Плюсы и минусы в системе назначения судей
Плюсы и минусы в системе назначения судей

Плюсы и минусы в системе назначения судей

14.04.2011

Кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе.Если человек уверен, что он отвечает требованиям, которые предъявляются к кандидату на должность судьи, он должен обратиться в квалификационную коллегию судей и подать заявление о рекомендации на должность. ККС рассмотрит это заявление и, учитывая результаты квалификационного экзамена, либо даст заключение о назначении судьи, либо откажет. Решение о назначении принимается тайным голосованием. В случае отказа возможно подать повторное заявление, но придется подождать год с того дня, когда было выдано предыдущее заключение.

О требованиях, предъявляемых к тому, кто претендует на должность судьи можно про честь в ст. 119 Конституции РФ. Основные требования таковы: кандидат должен быть не моложе 25-ти лет, иметь высшее юридическое образование и не менее чем 5-летний стаж работы по юридической специальности. Закон «О Статусе судей» предъявляет к кандидату на должность судьи дополнительные требования, они сформулированы в ст. 4 закона. В поведении судьи не должно быть замечено порочащих его поступков, также обязательно сдать квалификационный экзамен и иметь рекомендацию от ККС. Результат экзамена будет действителен три года с момента сдачи и все то время, которое кандидат будет работать в должности судьи.

Уровень, должности, которую занимает судья, определяет порядок наделения его полномочиями. Судей Верховного и Высшего Арбитражного судов назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, это представление вносится с учетом мнения Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ. Судей федеральных арбитражных округов назначает Президент РФ в соответствии с представлением Председателя ВАС. В прочих судах судьи также назначаются президентом по представлению председателя соответствующего суда, учитывая мнение законодательного органа соответствующего субъекта РФ.

Порядок назначения судей, с которым мы имеем дело сегодня не всегда был таковым. Во времена Советского Союза выбор судей низовых судов общей юрисдикции был делом рук самих избирателей. Что же касается судей областных (краевых) и верховных судов – их назначали соответствующие Советы. В таком порядке были свои недостатки, потому что политические убеждения зачастую ставились выше, чем профессиональные качества кандидата. Сейчас в большей части стран партийная принадлежность не играет особой роли в назначении судьи. Но у человека со слишком крайними взглядами шансов стать судьей куда меньше, слишком ревностный приверженец правопорядка или, напротив, тот, кто излишне снисходителен к преступникам, скорее всего, назначен не будет. Обладателю излишне прогрессивных или реакционных политических воззрений судейское кресло тоже не светит. Президентское назначение также не является адекватной альтернативой прямых выборов, но в нем есть свои плюсы. Назначение делает судей более независимыми, ведь мнение посторонних людей зачастую оказывается субъективным, они многого не понимают и не могут верно оценить.

При выборной системе назначения на судей может оказываться излишнее давление. Испугавшись перспективы быть забаллотированным на очередных выборах, судья может начать заискивать перед лицами, от чьих голосов зависит его судьба. Не исключается и такой вариант: при всеобщей подаче голосов судья может стать орудием той или иной политической партии.

В США практика выбора судей населением используется 30-ю штатами. Надо отметить, что такой опыт во многих случаях это имеет печальные последствия, слишком уж часто действующие судьи принимают решения с оглядкой на общественное мнение и интересы правящей партии, решение судьи нередко превращается в результат сделки с заинтересованными лицами. Такая система существенно влияет на качество профессиональной подготовки судей: опытные и талантливые люди, чаще всего, стремятся к независимости и, выбирая между судейством и адвокатурой, склоняются все-таки ко второму варианту. Вот и получается, что судейский штат пополняется людьми с более слабой подготовкой и сомнительной нравственностью. Больше всего шансов остаться независимым имеют те судьи, чье материальное положение позволяет им не бояться забаллотирования.

Многие юристы сходятся во мнении, что выборы судей должны проводиться совместно с населением, общественность в праве знать, как происходят заседания ККС и, по мере возможности, влиять на выбор кандидатов. Система, в которой удачно сочетаются назначения и выборное начало, поможет достичь более доверительных отношений между судом и простыми гражданами, укрепит связи между судьями и населением.




Назад к списку


Комментарии