Госдума одобрила проект о масштабной реформе судопроизводства
Отмечается, что изменения упростят судебный процесс.
Депутаты Госдумы сегодня в третьем чтении приняли проект о проведении масштабной реформы судопроизводства. Изменения направлены на упрощение судебного процесса, отмечается в пояснительной записке.
Часть поправок, внесенных в первом чтении, удалили из окончательной редакции документа. Так, освобождение судей от обязанности готовить мотивированные решения по большинству дел отменили в рамках второго чтения. «Отказ от составления мотивировочной части был одним из самых спорных изменений. Сохранение данной нормы как общего правила могло привести к фактическому ограничению права на доступ к правосудию, к усилению закрытости судебной власти», — уточнил руководитель комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
К третьему чтению депутат предложил принять еще одну, последнюю поправку в проект. Так, была изменена дата вступления всех положений «процессуальной революции» в силу — это произойдет не 1 октября 2019г., как планировали раньше, а в день начала работы новых апелляционных и кассационных СОЮ. День, когда они начнут работать, должен определить Пленум Верховного суда.
После прохождения этапа в Госдуме проект рассмотрит Совет Федерации.
Каковы основные изменения?
- Тексты решений и правила извещения сторон оставили в прежнем варианте
Изначально проект подразумевал составление лишь резолютивной части решения по большой категории дел, однако в итоге от таких изменений отказались. Структура решений останется неизменной.
Прежними будут и правила извещения лиц в гражданском процессе: из проекта также убрали норму об обязанности участников гражданского процесса самим получать сведения о движении дела с помощью интернета.
- Требование о юробразовании для представителей
Представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел смогут быть лишь лица с высшим юробразованием или ученой степенью по юрспециальности — кроме дел, которые рассматривают мировые судьи или райсуды.
При этом это требование не будет распространяться на представителей в силу закона — к примеру, на представителей профсоюзов по трудовым спорам, арбитражных управляющих, патентных поверенных.
- Изменения подведомственности и подсудности
Проект исключает термин «подведомственность» по отношению к разграничению полномочий СОЮ и арбитражных судов. В то же время будет установлено правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. Так, если во время рассмотрения дела окажется, что спор не подлежит рассмотрению судом, то суд не прекратит производство, а отправит дело в другой суд в соответствии с подсудностью.
- Обновленные правила выдачи исполнительного листа
В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будут выдавать лишь по ходатайству взыскателя. Исключением станут случаи, когда лист выдается на взыскание денег в доход бюджета. Пока подобное правило закреплено только в КАС для административных дел.
- Новые и прежние суммы упрощенного производства
Для гражданских дел сумма упрощенного производства не изменилась – 100000 руб. А для арбитражного процесса установили сразу 2 новых порога – 400000 руб. для ИП и 800000 руб. для юрлиц. Что касается публично-правовых категорий дел, сохранен порог в 100000 руб.
- Более широкие возможности для апелляции
Закон расширит возможности судов апелляционной инстанции за счет возвращения дела в исключительных случаях в первую инстанцию. Так, апелляция вправе будет вернуть дело, полученное с апелляционной жалобой или представлением, если нижестоящая инстанция не рассмотрела заявление о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы, замечание на протокол заседания или заявление о вынесении дополнительного решения. Другое основание для возвращения дела нижестоящим коллегам – неподготовленная мотивировочная часть решения.
- Сплошная кассация
Новые кассационные СОЮ станут рассматривать все кассационные жалобы. Пока данный вопрос ставится на усмотрение судьи кассационного суда, который вправе не передать жалобу на рассмотрение.