Верховный суд вернулся к вопросу о законности распада СССР
ВС рассматривал необычную апелляционную жалобу.
Автор заявления Дмитрий Третьяков, житель г. Тольятти, уверен, что в то время нарушили закон, в связи с этим юридически СССР не распался, сообщает «РГ».
Данное дело уже было на рассмотрение Конституционного суда в минувшем году. В высшем суде решили, что указанный вопрос «не в компетенции суда». Вскоре иск отправили в Верховный суд России.
Но и ВС не стал принимать исковое заявление, сославшись на статью закона и заявив, что «оспаривающиеся акты не связаны с правами и свободами или законными интересами заявителя». Тогда Д. Третьяков в ответ обратился с апелляционной жалобой.
Тольяттинец требует проведения референдума о восстановлении СССР. При этом он ссылается на советское законодательство. По словам Д. Третьякова, решение о выходе республик из состава Советского Союза принимает республиканский референдум. Заявитель пишет, что большинство республик не проводило референдумы о выходе из СССР, а украинский референдум состоялся, но с нарушением советского законодательства.
Мужчина настаивает, что референдум о сохранении СССР, проведенный в марте 1991 года, является правомочным. Руководители же государств, которые подписали Беловежское соглашение, нарушили законодательство Советского Союза.
В Верховном суде изданию сообщили, что комментариев по итогам рассмотрения жалобы жителя Тольятти не будет.
Как оказалось, Д. Третьяков не одинок в своем мнении, ведь мнения, что СССР юридически жив, придерживается немало юристов. По их словам, чтобы Союз перестал существовать с правовой точки зрения, необходимо было выполнить ряд процедур, прописанных в законе «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» (1990). Там указано, что вердикт о выходе союзной республики из СССР можно считать принятым «посредством референдума, если за него проголосовало не менее 2/3 граждан СССР, которые постоянно проживают на территории республики к моменту постановки данного вопроса» (ст. 6). Ни в одной из республик такого референдума не проводилось, хотя его гарантировала Конституция СССР.