Верховный суд утвердил смягчение правил условно-досрочного освобождения
Тяжесть преступления и взыскания не будут причинами для отказа.
Верховный суд РФ решил смягчить условия, когда осужденного могут освободить из мест заключения досрочно, сообщает «РГ». Теперь тяжесть преступлений и имеющиеся у заключенных взыскания сами по себе не смогут быть основанием для отклонения заявления об УДО. Также судам рекомендуют идти навстречу, если у заключенного есть заболевание, которое делает невозможным нахождение в колонии.
В действительности пленум высшего суда изменил свое постановление (2009 г.) о судебной практике по применению российского законодательства об УДО и исполнении вердиктов судов. О необходимости нововведений говорил Владимир Кулябин, судья Верховного суда, пояснивший, что за последние 4 года число прошений об УДО уменьшилось до 132 000 (было — 206 тыс.). Меньше и заявлений, которые суды удовлетворили – 41% (в 2010 г. – 57%).
Проект пополнился положениями, значительно смягчающими нынешнюю судебную практику по условно-досрочному освобождению. Согласно мнению ВС, тяжесть преступлений и имеющиеся взыскания не считаются самостоятельными причинами для отклонения заявления об УДО. Помимо этого, добавляя, что возмещение причиненного вреда – одно из требований для досрочного освобождения, ВС пояснил, что, если заключенный не сделал этого по определенной причине (маленький заработок, нет имущества и т.д.), суд не может отказать ему в досрочном выходе на свободу лишь по данному основанию.
Кроме того, В. Кулябин упомянул об УДО по такой причине, как неудовлетворительное состояние здоровья. В документе подчеркивается, что в ходе решения подобного вопроса необходимо принимать во внимание тяжесть заболевания заключенных и возможности отбывания ими срока. Также суд обязан учитывать любое обстоятельство, касающееся этого вопроса, выходя за пределы перечня заболеваний, которые освобождают от отбытия наказания.
В документе также указано, что суды не имеют права не принять прошение осужденного об УДО по болезни, если у гражданина нет заключения медкомиссии. Когда важные документы отсутствуют, судьям нужно их самостоятельно истребовать у руководства колонии.
Наконец, в проекте содержится важное пояснение для судов: в случае рассмотрения заявлений об УДО во время перевода заключенных в другие колонии прошение должны рассматривать лишь по их месту фактического нахождения, даже если перевод произошел на днях.
Актуальность данных разъяснений обусловлена увеличением количества прошений об УДО по болезни, заявил В. Кулябин. Например, по сравнению с 2006 годом к 2014-му их стало больше примерно в 2,5 раза (6366 ходатайств), суды при этом удовлетворили лишь каждое пятое заявление.