16+
ZASUDILI.RU
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
\ Своими словами: Сергей Сарбаш
Своими словами: Сергей Сарбаш

Своими словами: Сергей Сарбаш

17.01.2020

ZASUDILI.RU представляет нового героя рубрики «Своими словами». Здесь люди, имеющие отношение к юридическому сообществу, высказывают свое мнение о судебной системе и обо всем, что их волнует.


Сергей Васильевич Сарбаш - доктор юридических наук, судья Высшего арбитражного суда РФ в отставке, заслуженный юрист РФ.

Родился в 1967 году в г. Москве. После окончания средней школы один год проработал секретарем судебного заседания. 

После службы в армии был судебным исполнителем. Выпускник Московской государственной юридической академии (1994г.). 

С 1991г. работал юристом в одном из первых правовых кооперативов. 

С 1996г. - главный консультант отдела анализа и обобщения судебной практики Высшего арбитражного суда. В 1997г. окончил Российскую школу частного права с отличием. 

С 2000г. - заместитель начальника управления совершенствования законодательства ВАС РФ. 

С 2005г. - судья Высшего арбитражного суда РФ, где работал до его упразднения. Член Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.  Автор десятков научно-практических публикаций, монографий. Некоторые работы опубликованы за рубежом. Профессор Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при президенте РФ.




О работе секретарем в суде

Это случилось совершенно случайно. Мой отец работал биологом и к юриспруденции никакого отношения не имел. Но именно он предложил мне пойти работать в суд – у отца там работал какой-то знакомый и он решил, что работа эта будет мне интересна.


Впечатления от работы были очень богатыми. Сначала я работал секретарем судьи по гражданским делам — молодой судьи без опыта работы. Поэтому было тяжело, было очень много дел. Я приходил домой и падал от усталости. Потом меня перевели к опытному судье по уголовным делам, и потом, в основном, я уже работал с ним.


 

О выборе профессии

Не было какого-то предпочтения, просто мне казалось, что работа в юриспруденции — это интересная живая работа с людьми. Гуманитарное направление меня всегда больше привлекало.



О законодательстве

Законодательство всегда и во все времена отставало от уровня развития экономических отношений. Закон, как только он подписан, уже устарел — его концепция была задумана значительно раньше, чем его ввели в действие.



О толковании закона

Я могу сделать такое предположение, от которого, наверное, многие придут в ужас, — что некоторые судьи сначала думают, какое должно быть справедливое решение, а потом приспосабливают под него имеющееся законодательство. Я не исключаю, что такие ситуации бывают, особенно в наше время, когда законодательство так запутано, неясно, противоречиво.



О решениях

Лучшее решение для судьи — когда стороны выходят из зала суда с мировым соглашением.



О судьях

Судьей может быть человек, который понимает, что его призвание — это служение обществу. Кто испытывает потребность быть на службе обществу, отыскивая справедливость с помощью права, тот и должен становиться судьей.


Судейское сообщество закрыто немногим более, чем любое другое сообщество. В него, может быть, сложнее попасть, потому что существует определенный отбор и правила. Но точно также сложно стать врачом, и их сообщество тоже в известной степени закрыто. И врачам, и судьям объективно присуща некоторая полярность во взаимоотношениях: одним с пациентами, другим — со сторонами. Естественно, формируется определенное профессиональное сознание, может быть, приводящее к определенной деформации. Конечно же, судья и адвокат будут смотреть на один и тот же юридический вопрос по-разному. Адвокат будет искать решение наиболее выгодное для своего клиента, а судья — наиболее справедливое решение.


Судья, особенно в небольших городах, вынужден отчуждаться от общества. В наше непростое время, когда уровень нравственности людей далек от нормы, судья вынужден сторониться мест, где он может попасть в ситуацию, которая поставит под сомнение его беспристрастность и независимость. Мне рассказывали некоторые судьи региональных судов, что они предпочитают отдыхать только за границей, потому что в родном городе всегда есть вероятность оказаться в одном месте со стороной по делу.


В нашей системе, где, к сожалению, для судьи нехарактерно ощущение внутренней личной свободы, ему очень важно иметь формальный источник легализации (в широком смысле этого слова) своего поведения.


Единственный доктор для закона — это судья, а в ассистентах у него ходит доктрина.



Об отказе в рекомендации в новый Верховный суд

Я ожидал такого решения. Хотел бы поблагодарить наших юристов за те слова поддержки, которые они во время этой непростой и неоднозначной реформы высказывали в адрес Высшего арбитражного суда, судей, в мой адрес. Эта поддержка действительно помогает. Кадровая президентская комиссия спрашивала о платных лекциях, которые я читал. Наверное, по этой причине мне и отказали, но, по-моему, это в большей степени был предлог. Мне показалось — естественно, я могу ошибаться, — что одной из целей объединения высших судов было изменение практики ВАС. А в таком случае что нужно сделать? Поменять людей.


О претендентах в судьи

Не стоит замыкаться только на работниках судебной системы. Состав суда должен быть смешанным. В нем, безусловно, должны быть ученые, это полезно. Также полезны практикующие юристы — адвокаты, инхаусы и т.д. Юристы из государственных ведомств тоже могли бы очень обогатить практику.


О давлении на судей

Как на судью не пытались оказывать давление никогда, но такие попытки были значительно раньше — когда я еще работал в аппарате суда. Люди, которые не очень хорошо меня знали, такие попытки осуществляли, но от таких людей быстро избавляешься, вокруг остаются лишь приличные.


Судьи подвержены прессингу со стороны прессы: можно ли, например, представить публичную критику адвоката, представителя стороны? Судьи — да, пожалуйста. Особенно это касается судей высших судов.


В узко профессиональной арбитражной среде, как мне кажется, обычно известно какой судья подвержен давлению, а какой — нет. Хотя и здесь есть немало слухов, домыслов и фантазий.


О Высшем арбитражном суде

За 20 лет работы Высшего арбитражного суда  удалось продемонстрировать, каким может быть суд. ВАС, как мне представляется, сильно отличался от суда советской модели и больше напоминал суд европейского образца. 



Защите в суде - Сибадвокат

Назад к списку


Комментарии