Конец права на свободу слова для судей?
Двадцать седьмого октября на очередном заседании Государственной думы в третьем чтении были приняты поправки в ФЗ «О Конституционном суде», внесённые Президентом Владимиром Путиным в рамках программы внесения поправок в Конституцию. Кроме внесённых редакторских правок в исходные статьи, в Закон также внесены дополнительные формулировки, уточняющие полномочия судей, и порядок назначения новых судей.
Новое в Федеральном Законе
Так, например, предусмотрено сокращение количества судей Конституционного суда: если ранее количество судей составляло девятнадцать, то теперь их численность уменьшена до одиннадцати; уточняется, что Конституционный суд по запросу определённых законом ведомств должен проверять конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ до их подписания и, как следствие, вступления в силу. В случае несогласия Конституционного Суда с конституционностью вносимого закона, он не будет подписан и принят до исправления в нём ошибок.
Также по запросам Президента РФ Конституционный суд решает вопрос о возможности исполнения международных решений, если таковые противоречат существующему Конституционному строю. Однако, помимо уточняющих формулировок, в Законе перечислен и ряд запретов.
Противоречивый запрет
Наиболее интересным и противоречивым является запрет на публикование Судьями Конституционного Суда особого мнения. В случае несогласия с решением Конституционного Суда Российской Федерации, судья вправе изложить своё возражение в письменном виде. Возражение будет приобщено к протоколу заседания, однако публиковать в социальных сетях, использовать его в публичных выступлениях несогласный судья уже не сможет. Но не будет ли это перечить принципу независимости правосудия? Не нарушит ли это установку на гласность правосудия? С чем же это связано?
По словам Председателя Государственной Думы Павла Крашенинникова единственное, для чего необходима эта поправка, это для избежания «политизации конституционного процесса». Казалось бы, особое мнение судьи, находящегося в меньшинстве, указывает на слабые места принятого решения, возможную его абсурдность и освещает его не очевидные стороны. Это определённый плюс, позволяющий вынести максимально верное и адекватное решение. К тому же, очевидно, что запрет на публикацию хоть и особого, но личного мнения судьи явно нарушает права человека, а именно право на свободу убеждений и их свободное выражение, что является прямым нарушением ст.29 Конституции Российской Федерации. Неужели в связи с принятыми поправками будет необходимость внести уточнение о свободе выражения собственного мнения судьи? Пока неизвестно.
Конечно, помимо ограничения свободы слова, в Законе есть и другие нововведения: Судьям Конституционного Суда запрещено иметь вклады в иностранных банках, хранить денежные средства и ценности за пределами Российской Федерации; по представлению Президента Совет Федерации может прекращать работу судей за совершение порочащего честь судьи поступка.
Кроме данного законопроекта Владимиром Путиным на рассмотрение был выдвинут ряд поправок в Федеральные Законы в рамках осуществления работы принятых в Конституцию РФ поправок.