История суда России: от Октябрьской революции и до распада СССР
Судебная система после Октябрьской революции
С приходом Октябрьской революции были разрушены все старые институты государственной власти.
Не стала исключением и судебная система, однако тенденции к её изменению наметились ещё в царской России.
Практически все знаменитые юристы того времени отмечают, что общество стало отрицательно воспринимать саму идею права и правосудия.
«Прежняя вера во всемогущую силу правовых начал, в их способность утвердить на земле светлое царство разума, отжила своё время» – так 1906 году охарактеризовал отношение народа к праву известный философ и правовед Павел Новгородцев. В общем, идея о том, что любые конфликты проще разрешить при помощи насилия, а не права оказалась доминирующей в российском обществе с конца XIX в., очень уж часто действия властей напоминали крылатую фразу «цель оправдывает средства», которую можно простить революционерам, но не правителям.
Неудивительно, что большевикам удалось легко сломать такую шаткую и не вызывающую доверия ни у одной социальной группы судебно-правовую систему.
Новая судебно-правовая система
Сразу после октябрьских событий были заложены первоосновы для новой судебно-правовой системы. В соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов, создаётся новый центральный орган судебного управления – Наркомат юстиции РСФСР. В задачу Наркомата юстиции входил надзор за исполнением законов. Он привлекал к уголовной ответственности нарушителей закона, лично руководил расследованием дел. Ещё одна обязанность наркомата – следить, насколько правильно и законно содержатся заключенные под стражей и управлять местами заключения через тюремно-карательный отдел. На местах наркомат представляли комиссары юстиции, которых избирали местные советы.
Декрет «О суде» № 1
22 ноября 1917 года Ленин подписал Декрет «О суде» № 1.
Первый проект этого декрета разрабатывал Народный комиссариат юстиции РСФСР, опубликовали его в «Материалах Народного комиссариата юстиции». Вопрос о новой судебной системе вызывал множество разногласий между партией левых эсеров и большевиками. Эсеры не были ревностными приверженцами царского суда, но при этом считали, что полностью разрушать старую систему не стоит. Нужно лишь упразднить некоторые её элементы, например, сенат, военный суд и судебные палаты. Мировой же суд было предложено оставить, так как его обновлённый кадровый состав пользовался большим доверием у народа.
Суд трудящихся
Большевики считали, что следует устранить все судебные органы и создать единый местный суд, состоящий из трудящихся. Он будет рассматривать в качестве суда первой инстанции все уголовные и гражданские дела без исключения. Глядя на колоссальный разгул преступности в стране, левые эсеры полагали, что одному только местному суду справиться с такой ситуацией будет сложно. Необходимо создание окружных судов, которые будут рассматривать более сложные дела.
Что делать с законами царской России?
Также довольно сложным был вопрос о том, как же поступить со старым законодательством. Естественно, большевики считали необходимым уничтожить все старые законы, при этом было не очень ясно, как должны работать судьи, ведь новых в замен разрушаемых никто ещё не создал. Понятия «революционной совести» и «революционного правосознания» были слишком расплывчатыми и неоднозначными для того, чтобы осуществлять судопроизводство, опираясь лишь на них. В результате Ленин предложил местным судам руководствоваться в своих решениях старыми законами, «лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». Решение частично использовать старое законодательство – вполне адекватно для переходной эпохи.
Идея революционных трибуналов
На последнем этапе работы над декретом «О суде» №1 появилась идея о создании так называемых революционных трибуналов, призванных бороться с контрреволюционными силами и ограждать от них завоевания революции. Ленин считал трибуналы истинными пролетарскими судами, а вот большинство юристов видели в них не органы правосудия, а органы политической расправы, для которых польза в делах революции была более веским аргументом, чем закон. Постепенно действия революционных трибуналов стали более тщательно регламентироваться законом, и к гонцу Гражданской войны границы между судом и трибуналом практически стёрлись.
Декреты «О суде» № 2 и декрет «О суде» № 3.
Меньше, чем через год, (в марте и в июле 1918 года) были изданы декрет «О суде» № 2 и декрет «О суде» № 3. Декретом №2 учреждались окружные народные суды, в которых рассматривались дела, превышающие подсудность местного суда. Окружные суды создавались лишь на время и должны были существовать до тех пор, пока не закончатся дела, находящиеся в производстве старых судов.
В декрете №3 была разграничена подсудность дел между местными и окружными судами. В местных судах должны были рассматриваться мелкие гражданские и уголовные дела. А вот посягательства на человеческую жизнь, разбойные нападения, фальшивомонетничество и т.д. ложились на плечи окружных народных судов.
Единый народный суд
30 ноября 1918 года был создан Единый народный суд. Положение о Едином народном суде полностью упраздняло окружные суды, а в качестве судебных звеньев остались народные суды.
Закончилась гражданская война, и начался переход к НЭПу. Пришла пора проводить судебную реформу, так как государственной власти становилось всё труднее управлять судебной политикой. Был поставлен вопрос о том, чтобы все уголовные наказания мог налагать только суд, ведь лишь в этом случае обвиняемый мог рассчитывать на адекватную защиту и справедливый приговор.
Ликвидация ВЧК
Первым делом была ликвидирована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) и образовано Государственное политическое управление, которое расследовало и пресекало контрреволюционные и особо тяжкие преступления, а затем непременно передавало дело в суд.
Власть стремилась к предельной централизации судебной системы и максимальному контролю над ней.
Важно было создать такой проект, руководствуясь которым можно беспрепятственно управлять судами. Именно поэтому были отклонены проекты реформы, предложенные Д. И. Курским.
Он предлагал постепенно устранять судебные трибуналы, сохранить народный суд как единственный судебный орган и создать прокуратуру с так называемым «двойным» подчинением. А вот концепция Н. В. Крыленко пришлась по вкусу властям. По его предложению были созданы губернские суды, которые осуществляли контроль над судами народными. Общая и политическая юстиция были соединены в одно целое.
Положение о судоустройстве РСФСР
3 ноября 1922 года принято положение о судоустройстве РСФСР, согласно которому в единую систему судебных органов РСФСР входят: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР.
Объединение советских республик в союзное государство не могло не принести изменений с историю советской судебной системы. Так, в ноябре 1923 года было создан Верховный суд СССР – судебный орган первой инстанции, в обязанности которого входил надзор за соблюдением Конституции СССР и законности в целом. Полномочия Верховного суда СССР постепенно расширялись. В 1926 году он стал кассационной инстанцией по делам, которые рассматривал военный трибунал, в 1929 – получает право законодательной инициативы.
Суд при Сталине
Вторая половина 1920-х гг. прошла под эгидой индустриализации.
Сталиным было предложено, во-первых, массово использовать труд заключенных как самый «дешевый» вид труда, а, во-вторых, раскулачивать крестьян.
Множество как деревенских, так и городских жителей подвергались арестам. Чаще всего аресты проводились «тройками», которые были наделены правами Судебной коллегии ОГПУ. Для того чтобы пресечь волнения народных масс, не желающих расставаться с имуществом, нажитым годами, периодически устраивались открытые процессы, поприсутствовав на которых люди якобы убеждались в «справедливости» репрессий, а на деле просто приходили к выводу, что утаивать что-либо – себе дороже. Следует отметить, что большая часть подобных процессов очень напоминали средневековье, когда собственное признание обвиняемого было решающим доказательством, даже если показания противоречили здравому смыслу и обнаруживали несостыковки – это мало кого смущало.
Лишь к 1932 году внесудебные репрессии пошли на спад.
Следующим шагом к хоть какому-то смягчению карательных мер стало учреждение Особого совещания при НКВД (10 июля 1934 года), полномочия которого были существенно ограничены по сравнению с Судебной коллегией ОГПУ. Оно лишь имело право во внесудебном порядке применить ссылку и высылку в отдаленные районы или выдворение из страны, а также заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до пяти лет. Также в Особом совещании при НКВД появился Прокурор СССР либо замещающее его лицо.
Преступность в 30-е годы по-прежнему росла и, чтобы справиться с ней властями были учреждены милицейские «тройки», которые должны были рассматривать дела в присутствии обвиняемого и прокурора.
Не все категории лиц могли подвергаться этой процедуре, а только ранее имевшие судимость, безработные, рецидивисты, профессиональные попрошайки и злостные нарушители паспортного режима.
Конституция СССР 1936 г.
Конституция СССР 1936 г. официально провозгласила, что правосудие в СССР может осуществляться только судами. Но внесудебные репрессии, к сожалению, всё равно себя не изжили. Наконец-то была воплощена в жизнь идея о выборности судей. Теперь они избирались при помощи тайного голосования всеми гражданами, имеющими избирательное право.
С началом Великой Отечественной войны было установлено, что во всех местностях, находящихся на военном положении, все дела о преступлениях, угрожающих государственной безопасности, следует передавать на рассмотрение военных трибуналов. Процессы происходили очень стремительно, в них не принимали участия заседатели и адвокат. Обжалованию приговоры трибунала не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в особых случаях.
Новая Конституция СССР: надежда на смягчение
Победа в войне подарила всем надежду на смягчение существующего режима. В 1946-1947 годах состоялись закрытые обсуждения новой Конституции и новой Программы ВКП(б), на которых некоторые руководящие работники высказывались по поводу того, что следует децентрализовать экономику, ликвидировать военные трибуналы и хоть в какой-то степени расширять внутреннюю демократию. Межу проведением смягчающих реформ и возвратом к жестокому послевоенному курсу государство выбрало второе. Возобновились постоянные репрессии и чистки, для борьбы с «антисоветскими» явлениями были созданы «суды чести». В своих обвинениях государство демонстрировало полное неуважение к своему же закону и, как результат, общество также утратило доверие к правосудию.
Однако изменения в поствоенную судебную систему всё-таки были внесены.
-
Устранены военные трибуналы (1953 год) и прокуратура в войсках МВД, не стало и органов внесудебной репрессии.
-
Рассматривать дела о государственных преступлениях по упрощенной схеме теперь было запрещено.
Надо сказать, что со смертью Сталина всё же наметилась тенденция к ослаблению режима.
Положение о Верховном суде СССР
В феврале 1957 года появилось новое положение о Верховном суде СССР. А ещё раньше (в мае 1956 года), в рамках общего процесса по децентрализации управления, было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Сначала руководство было возложено на министерства юстиций союзных республик и частично перешло руки Юридической комиссии при Совете Министерств СССР. Но в 1957-1960 годах министерства юстиций в республиках также были упразднены, их функции стали выполнять Верховные суды и юридические комиссии при правительствах союзных республик.
Позже выяснилось, что устранение Министерства юстиции не пошло на пользу судебной системе страны, поэтому в июле 1970 года по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» Министерство юстиции СССР было восстановлено. В задачу министерства входило организационное руководство судами, систематизация и подготовка предложений по кодификации законодательства. Также оно руководило адвокатурой, нотариатом, органами ЗАГС, подготовкой кадров судебных, следственных органов и учреждений юстиции.
Верховный суд по-прежнему оставался высшим судебным органом СССР, на него возлагался надзор за деятельностью всех прочих советских судов. Положение о Верховном суде СССР от 12 февраля 1957 года значительно сузило полномочия высшего судебного органа. Если раньше Верховный суд СССР мог востребовать из любого суда любое дело, даже если то ещё не рассматривалось, то с принятием нового положения право окончательных решений по всем делам принадлежало Верховному суду союзной республики.
Новый закон «О верховном суде СССР» от 1979 г.
30 ноября 1979 года принят новый закон «О верховном суде СССР», в котором было установлено, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд избирался на пять лет Верховным Советом СССР.
Верховный суд СССР представлял такую структуру: в состав его входили Пленум и три коллегий: военная, по гражданским делам и по уголовным . Пленум рассматривал дела по протестам Председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора, материалы обобщения судебной практики и судебной статистики, утверждал состав судебных коллегий, а также секретаря Пленума и научно-консультативный совет, выслушивал отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей Верховных судов союзных республик.
Судебные коллегии состояли из членов Верховного суда СССР и утверждались по решению Пленума. Они как первая инстанция рассматривали дела исключительной важности. В порядке надзора рассматривались протесты и решения Верховных судов союзных республик. Также в коллегии были уполномочены решать споры между союзными судами о том. Где будет рассматриваться то или иное дело.
Материал подготовила Олеся Мельник
Далее по теме:
Верховный суд вернулся к вопросу о законности распада СССР
Диалог судей и общественности необходим