Эрик Фриберг о делах в ЕСПЧ
Эрик Фриберг, секретарь Европейского суда по правам человека рассказал в интервью РАПСИ о причине перегруженности суда, трудностях Страсбурга при взаимодействии с национальными судами, а также о том, станет ли ЕСПЧ платным.
По словам Фриберга, причины несоответствия системы защиты прав человека с Европейской Конвенцией о правах кроются в неспособности эффективно защищать права человека на национальном уровне, в своей стране.
«На состоявшейся в Брайтоне конференции по реформированию ЕСПЧ стало очевидно, что все проблемы системы, созданной принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, возникают в странах-участниках конвенции, а не в Страсбурге. То есть, суть этих проблем заключается в неспособности эффективно защищать права, гарантированные конвенцией, на национальном уровне. Причем даже в случаях, когда суд уже указал государству на конкретные проблемы. Во многом именно с этим связана перегруженность ЕСПЧ», - заявил секретарь ЕСПЧ.
По словам собеседника агентства, Страсбургский суд делает все возможное для того, чтобы исправить эту ситуацию – ЕСПЧ скорректировал методы и процедуры своей деятельности, чтобы повысить эффективность работы с различными категориями дел. Ведь для ЕСПЧ главное, чтобы суд «мог оперативно разбирать самые вопиющие случаи нарушения прав человека».
Комментируя мнение о том, что сейчас Европейский суд подходит к Конвенции о правах человека все более гибко и широко трактует ее положения, Эрик Фриберг заявил, что «многие современные сферы деятельности человека, подпадающие под действие конвенции, не могли быть предусмотрены ее создателями в 1950 году».
Поэтому буквальная трактовка ее положений, считает секретарь суда, помешает суду идти в ногу со временем и выносить законные и адекватные времени решения. Фриберг сказал журналистам, что судьи ЕСПЧ путем вольной трактовки не могут вынести из Конвенции какое-либо право, заложенное в ней изначально, а только может адаптировать нормы документа к существующей реальности.
По его словам, суд отступает от «некоторых принципов прецедентного права – но только в случаях, когда это действительно необходимо и оправданно», чтобы уравнять всех перед законом и сохранить важности юридической определенности и предсказуемости.
«На мой взгляд, национальные суды играют важнейшую роль в европейской системе защиты прав человека, так что я полностью поддерживаю попытки наладить диалог и сотрудничество между ними как на официальном, так и на неофициальном уровне», - заявил Фриберг.
Что касается независимости Европейского суда по правам человека, то здесь секретарь суда отметил, что судьи ЕСПЧ чувствуют себя свободными в принятии решений. Эрик Фриберг также указал, что важность гарантий независимости необходима для функционирования системы, «основанной на верховенстве закона».
Эрик Фриберг также заверил, что ЕСПЧ всегда выступал против инициативы введения платы за обращение в суд. «Насколько мне известно, среди стран-участников конвенции сторонников взимания платы с заявителей тоже не так уж много, так что крайне маловероятно, что ее введут», - отметил секретарь суда.
До простых граждан, которых имеет Российское судилище, ЕСПЧ дела нет.[/QUOTE]
И это, вообще-то, верно: обращение в международные суды должно быть не правилом, а исключением. А мы бежим в ЕСПЧ всегда, потому что, когда идешь в суд (или тебя туда везут), результат на 99% предсказуем. Соответственно Европа к нам и относится: она не может вершить все наше правосудие за нас. Прав был легендарный советский слесарь, который сказал: «Систему менять надо». Пока не сменим, других судов у нас не будет.
А я бъюсь с нашим беспределом в судах, прокуратурах и госучреждениях не надеясь на ЕСПЧ. .[/QUOTE]
И я тем же самым занимаюсь, вот непосредственно сейчас. Только мне труднее: у меня ноги почти неходячие (предел – 20 метров). Скоро все содержимое кошелька улетит на такси, останусь на макаронах, плохом кофе и плохих сигаретах.