Что будет с профессией юриста через 10 лет?
Пандемия, как лакмусовая бумажка, показала, что юридический бизнес такой же уязвимый в кризис, как и любой другой. Какие выводы нужно сделать тем, кто уже в профессии или только собирается открыть юридический бизнес?
Первое. Все бизнес-процессы должны быть оцифрованы.
Переадресация входящих звонков на мобильный, CRM-система с полной подгрузкой всех документов по каждому клиенту теперь must have навсегда. Если у Вас нет CRM системы, воспользуйтесь тем, что есть на рынке или закажите свою. В моей компании мы ничего подходящего не нашли, заказывали разработку сами. Электронная подпись - без нее теперь тоже никуда. Даже если Вы этому долго сопротивлялись.
База клиентов юриста
Специализация юриста
Третье. Нужно углублять специализацию. Сейчас на рынке наметился явный тренд, когда клиенты приходят на консультацию основательно подкованными. Открытость информации в интернете порой позволяет клиенту и юристу разговаривать на одном языке. С одной стороны - это неплохо, не надо десять раз объяснять элементарные вещи. Но с другой стороны четко понятно, что "Гугл" и "Яндекс" наступают на пятки и серьезно обесценивают полученные опыт и знания. Сейчас почти на каждый вопрос в интернете за считанные минуты можно найти ответ. Бесплатно. Поэтому сегодня недостаточно быть просто юристом. Нужно быть асом.
А это значит, что настала пора из универсального юриста превращаться в специализированного и каждый день выкраивать время на получение глубоких знаний по выбранному направлению.
Финансовый запас
Четвертое. Нужно иметь неприкосновенный финансовый запас. Минимум на три месяца, а лучше на шесть. Брать кредит на аренду офиса и зарплату персонала (даже беспроцентный), при нехватке или полном отсутствии клиентов, это как петлю на шею. Деньги вроде бы есть, а на самом деле их нет. Самообман, ведущий к неминуемой смерти.
Личный бренд юриста
Пятое. Нужно иметь бренд. Из двух юристов в кризис и в "не кризис" выберут того, у кого есть бренд. Личный бренд или бренд компании. Надо признать, что репутация юридической профессии сильно подмочена валом неправосудных решений и неспособности государственного аппарата защитить, реально защитить, права людей и компаний.
Люди не верят ни судам, ни прокурорам, ни адвокатам. Но вынуждены к ним обращаться, потому что иногда так в их жизни складываются обстоятельства. Как к врачу - очень не хочется, но надо. Для тех, кто только окончил ВУЗ или из юриста общей практики хочет перейти на специализацию, построение личного бренда займет годы. Единственная возможность сократить путь - это работать под франшизой.
Личный бренд через франшизу
Выстраивать личный бренд или бизнес на базе имеющегося бренда компании с поддержкой наставника. Но и на этом пути нужно быть крайне внимательным. У компании действительно может быть бренд, но купив его, никакой дальнейшей интеллектуальной поддержки Вы не получите.
В этом плане особенно опасны франшизы без роялти. Бренд продали, а дальше развивать его бесплатно никто не захочет. И в результате клиенты, которые придут на бренд, тоже не получат того, на что рассчитывали.
В итоге пострадают обе стороны: бренд компании расшатается, а Ваш личный бренд - умрет, не успев родиться. Поэтому, выбирая юридическую франшизу, всегда выясняйте, что именно за ней стоит. Насколько затраты на покупку франшизы (=бренда) будут оправданы. Какие конкретно рабочие инструменты Вы получите, приобретая франшизу. А самое главное - на что сможете рассчитывать после ее покупки.
Хотя покупка франшизы существенно сокращает путь становления бизнеса и минимизирует количество набитых "шишек" на бизнес-пути, она не волшебная таблетка и 80% работы придется делать самостоятельно.
Автор - Екатерина Иванова,
президент Межрегионального юридического центра земельных отношений, кандидат юридических наук
Читайте далее:
Личный бренд с "Засудили"