Законодатели не стали прислушиваться к мнению юристов
Президент РФ Дмитрий Медведев, не обращая внимания на критику представителей правового сообщества страны, все-таки оставил за судьями право изменять категорию преступления на менее тяжкую при рассмотрении дела в суде.
Эта поправка осталась в третьем пакете поправок президента РФ, которые принимаются в рамках либерализации Уголовного Кодекса РФ. На данный момент пакет подготовлен ко второму чтению.
Третий пакет был внесен в Госдуму в последний день июня текущего года. Поправки пакета гласят: судьи наделяются правом изменять категорию преступления на менее тяжкую, однако, не более, чем на одну «ступень», также вводится новый альтернативный лишению свободы вид наказания – принудительные работы. Такой вид наказания будет назначаться подсудимым, совершившим преступления средней и небольшой тяжести, а также тем, кто впервые совершил тяжкое преступление. Кроме того, согласно президентским поправкам, оскорбление, а также клевета в адрес участников процесса – судьи, прокурора, следователя или присяжного заседателя теперь – административное нарушение.
Стоит отметить, что юридическое сообщество не приняло на «ура» поправки, касающиеся наделения судей правом понижать категорию уголовных преступлений, так как, по мнению экспертов, данное изменение «коррупционноемкое». Также данную поправку назвали «переложением функций законодателя на суд». Однако, как показывает продвижение президентских поправок в Госдуме, законодатели, видимо, решили доверять судьям.
Кроме того, юристы не понимают введения такого вида наказания как принудительные работы. По мнению профессора кафедры уголовного права и криминалистики юрфака МГУ Вячеслава Селиверстова, новый вид наказания не станет альтернативой, так как, многие осужденные «захотят в обычную колонию», ведь один день принудительных работ равен одному дню отбывания наказания, только в более тяжелой форме.
Однако, несмотря на разногласия между нововведениями, либерализирующими, по мнению президента УК РФ, и мнениями экспертов, третий пакет подготовлен ко второму чтению без изменений.