16+
ZASUDILI.RU
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
\ Ветерану судебной системы – 85!
Ветерану судебной системы – 85!

Ветерану судебной системы – 85!

07.11.2012

Бижан Тлешевич Имангалиев, один из старейших судей Казахстана, на этой неделе отмечает 85-летний юбилей.

 

Он начал работать еще в 40-е гг. прошлого века. Сейчас он советами помогает ученикам – судьям Казахстана. Ветеран судебной системы по-прежнему полон энергии и оптимизма.

В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, Бижан Тлешевич отправился  покорять Алма-Ату. В его семье никогда не было юристов: отец трудился банковским работником, мать была домохозяйкой. По словам судьи, у него и в мыслях не было пойти учиться на юриста, но его бабушка решила, что ее внук обязан быть с высшим образованием.

В то время старики и дети работали в поле, пытаясь обеспечить фронт продовольствием. В 1941 году на войну призвали старшего брата Бижана Тлешевича (вернулся инвалидом). А в 1942 году на фронт забрали и его отца. Во время Сталинградской битвы он погиб, и на Мамаевом кургане есть фамилия Тлеша Имангалиева.

Денег на поездку в Алма-Ату не имелось. Тем не менее, бабушка была настроена решительно: она продала на ж/д станции сельхозпродукты, на полученные деньги собрала внука в дорогу.

Бижан Имангалиев поступил в Алматинский государственный юридический институт, находившийся в подчинении Минюста Союза ССР. Преподавателями здесь трудились ученые юридических институтов из Москвы и Ленинграда, эвакуированные на время войны. Имангалиеву преподавали доктора наук, в 1926 году участвовавшие в разработке уголовного, уголовно-процессуального, гражданского кодексов СССР.

Сначала юноше, который окончил казахскую школу, очень тяжело давалась учеба в институте. Но затем его старание сыграло свою роль, и вскоре появились и первые успехи. Стипендия была невысокой, около 265 рублей. На нее, по словам старейшего судьи Казахстана, можно было купить лишь одну буханку хлеба. Семья не имела никакой возможности помочь ему, поэтому юноша рассчитывал только на самого себя.

После окончания института Бижана Имангалиева направили на судебную работу в Западно-Казахстанскую область. Это было непростое, послевоенное время, специалистов с высшим образованием было очень мало. Имангалиева направили в Каменский район на должность народного судьи. В 1949 году он стал народным судьей, но уже в областном суде, где трудился около 30 лет, из них 14 лет – на посту главы облсуда.

Штат областного суда состоял из 9 судей, городской – из 3. Как правило, они  рассматривали дела о хулиганстве, трудовые споры, алиментные дела.

Работа судьи всегда была тяжелой. Как вспоминает Бижан Тлешевич, проверки из Минюста, в подчинении которого были суды, устраивались очень часто. Кандидатура главы облсуда всегда обсуждалась в бюро обкома партии. Когда Имангалиев избирался на этот пост в четвертый раз, ему позвонил министр юстиции и сказал, что Бижана Тлешевича назначили руководителем отдела в министерстве. Судья ответил, что хочет продолжить работу в области. Однако министр был настойчив и заявил, что есть решение ЦК – снять Имангалиева с должности главы облсуда.

Причина – в принципиальности Бижана Тлешевича на заседании против Томбовцева, руководителя совхоза Чингирлауского района, совершившего крупное хищение госсобственности. Однако это директор имел большие связи в верхах.

Имангалиева вызвали в обком и сказали, чтобы он не судил Томбовцева. Но судья вынес обвинительный приговор.

Также Имангалиев вспомнил инцидент в Бурлинском районе, там сын застрелил свою мать из ружья. На рассмотрение дела приехали глава облсуда и прокурор области. Парень был приговорен к смертной казни. Судья, выносивший подобный вердикт, должен был иметь крепкие нервы, поскольку его обязывали лично присутствовать при исполнении приговора.

Бижан Тлешевич вспомнил еще одно резонансное дело пятидесятилетней давности. Тогда пьяный шофер автовокзала напился, выбежал на улицу и открыл стрельбу по прохожим. Убил двух человек, стал целиться в третьего, но путь преградил мальчик, предотвративший еще одно убийство. Когда на заседании мужчине дали последнее слово, он лишь сказал: «Прошу расстрелять». Шофера приговорили к смертной казни. Затем был звонок от судей  Верховного Суда, которые рассказали, что осужденный сидел в камере и ел свои фекалии. В амнистии мужчине отказали, вскоре он был расстрелян.

Имангалиев уверен, что самое главное в деятельности судьи – строго придерживаться буквы закона. Судья Имангалиев отметил, что в процессе работы старался следовать данному правилу: «Моя совесть чиста, я старался быть принципиальным и справедливым. И мне не стыдно смотреть людям в глаза».

На вопрос, если бы у него была машина времени, что бы судья изменил в своей жизни, Имангалиев ответил: «Я бы ничего не изменил, меня устраивает моя жизнь. Я старался отправлять правосудие по совести, и мне не стыдно за себя. На меня не было ни одной жалобы за время работы. Меня уважают, почитают, а больше мне ничего не надо».

 


Защите в суде - Сибадвокат

Назад к списку


Комментарии