КС впервые счел невозможным исполнение вердикта ЕСПЧ
Суд вынес решение по итогам рассмотрения запроса Минюста.
Конституционный суд России считает невозможным исполнить вердикт ЕСПЧ, в котором Страсбургский суд предложил нашей стране дать право участия в выборах осужденным, находящимся в местах заключения, сообщает «Интерфакс».
Таков результат рассмотрения запроса российского Минюста о трактовке вердикта ЕСПЧ 2013 г. по делу «Анчугов и Гладков против РФ».
Как указано в материалах дела, Сергею Анчугову назначили смертную казнь за убийство, кражу и мошенничество, затем наказание заменили на 15 лет заключения. Владимира Гладкова осудили за убийство, разбой и участие в ОПГ к тому же наказанию, которое впоследствии также заменили на 15-летний срок.
Как следует из Конституции, получившие реальный срок заключения не вправе принимать участие в выборах. Гладков и Анчугов, как отмечено в запросе, попытались преодолеть данный запрет, подавали жалобы в избиркомы, однако итог был один – отказ. После этого они обратились в суд. Процесс они проиграли во всех инстанциях, а в 2008 г. Верховный суд России признал законными ранее вынесенные вердикты.
После этого, как отмечается в запросе Минюста, Анчугов и Гладков дошли до ЕСПЧ. Судьи в Страсбурге пришли к выводу о несоблюдении властями РФ статьи 3 Протокола № 1 к Конвенции, которая гарантирует право на свободные выборы. Согласно мнению Евросуда, ограничение права голоса для заключенных, отмеченное в части 3 ст. 32 Конституции РФ в России, является абсолютным, автоматическим и недифференцированным, касаясь всех тех, кто отбывает наказание, и на весь период отбывания наказания вне зависимости от совершенных преступлений, срока назначенного наказания и прочих обстоятельств.
В итоге ЕСПЧ предложил России разрешить заключенным участие в выборах.
После этого Минюст, получив вердикт ЕСПЧ, решил обратиться в КС России, чтобы получить разъяснения.
В своем решении КС отметил, что РФ была и является составной частью правового пространства Европы, которое предполагает равноправие и готовность к компромиссам. Но в высшем суде раскритиковали формулировку об абсолютном характере запрета на участие в выборах.
Согласно сведениям КС, из свыше семисот тысяч осужденных в 2011-2015 г. лишь 211 тыс. лиц получили реальное лишение свободы. Среди тех, кто совершил преступления небольшой тяжести, указанная доля составляет примерно 10 процентов, причем чаще всего они находятся в колониях-поселениях. Следовательно, считают в КС, значительная часть осужденных не лишена права голосовать.
Как поясняет КС, подобные ограничения избирательных прав считаются дифференцированными, соразмерными и отвечают международным стандартам.
Относительно же Анчугова и Гладкова КС считает исполнение вердикта ЕСПЧ невозможным в той части, в которой говорится о предоставлении избирательных прав каждому осужденному в местах заключения. Заявителей, как следует из материалов дела, осудили за совершение особо тяжких преступлений, поэтому они заведомо не могли рассчитывать на участие в голосование, в том числе согласно критериям, разработанным ЕСПЧ.
И в этом Конституция России, заявил глава КС Валерий Зорькин, оглашая постановление, соответствует международным правовым актам, включая Конвенцию о защите прав человека.