Конституционный суд, митинги и особое мнение
Конституционный суд РФ разъяснил оглашенное 18 мая текущего года постановление, которым он запретил наказывать организаторов митингов и иных массовых мероприятий за несоответствие заявленной и реальной численности участников мероприятия. КС РФ отметил, что несоответствие участников заявленному числу митингующим не наказывается, если это произошло не по вине организаторов и не повлекло угрозу общественной безопасности.
Конституционный суд начал рассматривать нормы двух актов федерального законодательства после обращения в суд жителя Тулы Сергея Каткова, который в 2010 году устроил шествие по случаю Дня народного единства.
Тогда фактическая численность пришедших на мероприятие была вдвое выше заявленной. Мировой суд признал Каткова виновным в административном нарушении и обязал мужчину выплатить штраф в размере 1000 рублей. Вышестоящие инстанции, в которых Катков пытался оспорить решение мирового судьи, были согласны с вынесенным вердиктом.
Суды сочли, что Катков, будучи организатором публичного мероприятия, не выполни свои прямые обязанности – соблюдение условий проведения массовой акции, допустив к участию в шествии более количество людей, чем было изначально согласовано с властями. Судьи решили, что это могло повлечь за собой угрозу безопасности граждан и угрозу нарушения общественного порядка.
Конституционный суд с таким подходом нижестоящих инстанций не согласился. В своем постановлении он указал, что «участие в публичном мероприятии большего, чем было заявлено его организатором в уведомлении, количества участников еще не является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности».
По мнению судей КС необходимо установить, «что именно это несоответствие, возникшее по вине организатора публичного мероприятия, создало реальную угрозу для общественного порядка и безопасности».
Один из судей Конституционного суда Владимир Ярославцев в своем особом мнении отметил, что право гражданина на проведение массовых акций является основополагающим конституционным правом для гражданина в демократическом государстве, поэтому огранивать его власти и суды должны только в конкретных случаях, указанных законом.
Это ограничение возможно лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья населения, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства, отметил судья
По мнению Ярославцева, само существование административной ответственности для организаторов публичных мероприятий, также как и право властей принимать в одностороннем порядке решение о приостановлении или прекращении массовых акций по причине превышения ранее заявленного числа участников – противоречит Конституции РФ.
«Участники акции фактически оказываются в положении «вне закона», хотя они пришли реализовать свое конституционное право», — говорит судья, отмечая, что полнота реализации этого права не может зависеть от «произвольного усмотрения уполномоченных представителей органов публичной власти».
Смотрите также:
Комментарии
|
Так что фактически, исходя из этой проблемы, предлагается организаторам массовых акций, чтобы соблюсти заявленную численность? Выставить кордон из каких-нибудь вооруженных амбалов и лишних не пускать? Вот сразу и состав преступления: действия этих самых амбалов непонятного происхождения будут автоматически незаконными. О применении ими силы уже не говорю. Кроме того, отправить домой людей, пришедших на санкционированную акцию – грубейшее нарушение Конституции. Тут необходимо засадить юристов крепко подумать; если с участием правоохранителей…
Полный текст комментария
|