16+
ZASUDILI.RU
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
\ Судебная реформа в России с 1991 года
Судебная реформа в России с 1991 года на ZASUDILI.RU

Судебная реформа в России с 1991 года

05.05.2011

Начало судебной реформы


Реформирование судебной системы в России началось еще в 1991 году, в то время глобальных перемен требовали не только суды, но и все общество в целом.

На начальном этапе предполагалось, во-первых, создать Конституционный суд и институт мировых судей, во-вторых, возобновить практику участия в судебном процессе присяжных заседателей, в-третьих, ввести судебный контроль над правомерностью заключения под стражу и ввести принцип несменяемости судей.

Демократизация судов

На первом этапе реформа, несомненно, дала свои результаты: судебная система встала на путь демократизации, Россией были наконец-то признаны нормы прав и свобод человека, закрепленные в международных актах. Завершился этот этап в 1996 году, и не все результаты сказались благоприятно на положении дел в судебной системе. 

Должностные лица, занимающие в судах высокие посты, получили чрезмерную власть, это поставило под угрозу независимость рядовых судей. 

Председатели судов, пользуясь тем, что получили практически пожизненные полномочия, стали оказывать давление на вершителей правосудия, превращать собственные волеизъявления в решения суда. К тому же, прокуратура, органы внутренних дел и госбезопасности первых демократических веяний на себе так и не ощутили.

Судебная реформа: проблемы

Многие преобразования закрепились лишь на бумаге, не деле же применялись как-то неактивно. 

По-прежнему фальсифицировались протоколы заседаний, дела носили обвинительный уклон, многим из них не уделялось должного внимания. Силовые структуры также не стремились к демократизации и человеколюбию: пытки, фабрикация доказательств и выборочное, субъективное уголовное преследование никуда не делись, просто стали применяться не так явно. Уровень доверия к судам стремительно падал, народ и судебная власть оказались неимоверно далеки друг от друга, несмотря на то, что вторые должны действовать в интересах первых.

Государство было не в состоянии финансировать суды в той мере, в которой они в этом нуждались.

Результат – суды вынуждены просить помощи у местных региональных органов и частных лиц. Ожидать непредвзятости суда, который кто-то спонсирует бессмысленно.

Судебная реформа при Путине

Второй этап судебной реформы начался, когда президентом стал Путин, который взял преобразования судебной системы в свои руки, стремясь укрепить за ее счет вертикаль власти и делать страну более привлекательной для иностранных инвесторов. 

Органы власти в субъектах Федерации лишились возможности управлять судебной системой, все назначения перешли в руки Администрации Президента. 

В надежде на то, что сытый судья меньше склонен к взяточничеству, были существенно увеличены зарплаты судей, при этом была ликвидирована некоторая часть льгот, предоставляемых судьям (назначением этих льгот заведовал раньше председатель суда). Появление мирового суда позволило расширить штат судей и их помощников. Также было профинансировано создание суда присяжных в республиках и регионах. Если до этого суды находились в зависимости от органов местного управления, то на втором этапе реформирования он превратились в инструмент президентской власти. И неизвестно, что из этого хуже.

Новый УПК

В июле 2002 года был принят новый УПК, главной заслугой его создателей стал то, что в нем оговариваются правила заключения подозреваемого под стражу.

Применить эту меру можно только по решению суда, результатом стало то, что количество случаев, когда эта мера применяется, начало снижаться, хотя и не такими высокими темпами. При этом граждане по-прежнему не доверяют судам, по данным на 2002-2003 гг., 75% процентов населения не верят в неподкупность суда и считают, что выиграть дело может только тот, кто имеет достаточно денег, 72% не обращаются в суд из-за того, что считают эту процедуру слишком дорогостоящей, более 60% думают, что на решение судей, главным образом, влияет приказ начальства.

Судебная реформа сегодня

На сегодняшний день судебная реформа все еще не завершена. 

Органы судебной власти по-прежнему не применяют на деле законов по правам человека. 

Об этом свидетельствует рекордное обращение россиян в Страсбургский суд, к примеру, в 2008 году 1/3 всех обращений составили иски против России. Правовая культура населения также оставляет желать лучшего: среднестатистический человек вообще слабо представляет себе, в какой суд и по какому вопросу нужно обращаться. Для многих оказывается проще махнуть рукой на отстаивание собственных прав, чем тратить время и деньги на обращение в суд. 

Большей части населения вообще недоступна квалифицированная помощь юристов, обращение в адвокатские бюро кажутся многим западной диковинкой примерно такой же, как ежемесячный поход к психоаналитику.

Люди по-прежнему не доверяют судебной системе, вследствие этого, получив отказ в одной судебной инстанции, человек не видит смысла обжаловать решение, считая, что процедура в точности повторится.

Принцип разделения властей, также действует довольно слабо, судебная система, подконтрольная президенту, не может развиваться самостоятельно и независимо. Судьи привыкли подчиняться председателю суда, который, в свою очередь, выполняет волю властьпридержащих. 

Мы видим перед собой какую-то патриархальную иерархическую систему, в которой тот, у кого выше чин может спокойно управлять нижестоящими, а ведь на деле судья не должен обращать внимания ни на что, кроме закона. Бывший федеральный судья С. Пашин приводит в пример американскую систему, в которой председатель суда выполняет роль скорее английской королевы, он не имеет никакой власти над судьями, да и вообще выполняет самые минимальные функции. К такому же положению дел нужно стремиться и нам, однако пока не получается, мало того, депутаты от партии власти вообще предлагают еще больше расширить полномочия председателей судов.

То, что Россия нуждается в эффективной судебной реформе, понятно всем, в том числе и президенту. 

Пора уже переходить от демагогических рассуждений к действию. Необходимо сделать так, чтобы действия судов и следственных органов перестали носить явный обвинительный уклон. С коррупцией в судах нужно продолжать бороться, хоть и звучит это слишком громко и многообещающе. Преодолеть коррупцию внутри одной системы практически невозможно, во многом коррумпированность судов зависит от неэффективности самой экономики. К сожалению, больший процент коррупционеров в России приходится именно на работников судебной системы и правоохранительных органов.

Судебная система должна стать более открытой (шаг к этому был сделан после того, как в Интернете стали публиковаться решения судов).

Каждый гражданин должен быть уверен в том, что может получить недорогую и квалифицированную юридическую помощь и быть уверен в том, что его иск будет рассмотрен без неоправданных задержек и в достаточно сжатые сроки.

Это лишь самый узкий круг проблем, которые необходимо решить при помощи эффективной судебной реформы. До того времени, когда судебная система будет приведена в полный порядок практически, а не только на бумаге, может пройти ни одно десятилетие.


Читайте далее:

Интересные факты о суде

История суда России на ZASUDILI.RU

История становления судебной системы РФ на ZASUDILI.RU


Защите в суде - Сибадвокат

Назад к списку


Комментарии