16+
ZASUDILI.RU
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
\ Особенности регистрации прав на недвижимое имущество через МФЦ
Особенности регистрации прав на недвижимое имущество через МФЦ

Особенности регистрации прав на недвижимое имущество через МФЦ

03.08.2017  436
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Административная реформа в России, о необходимости которой долго говорили, идет полным ходом.

Уже имеются и очевидные успехи. Мы успели подзабыть о необходимости отпрашиваться с работы для посещения ЖЭКа, например. Теперь есть многофункциональные центры (МФЦ), которые работают с 8.00 до 20.00, да к тому же еще и по субботам. Очереди в паспортные столы ушли в прошлое и кажутся теперь страшным сном. Наши дети нам не верят, когда мы пытаемся им рассказать, что по поводу заграничного паспорта надо было приходить к 5 часам утра, и даже при этом был шанс не успеть. Благодать, одним словом…
Но ведь недаром еще в 1748 году Михайло Ломоносов вывел свой знаменитый закон сохранения, и сформулировал его в таком изящном виде: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому». Русская народная мудрость тоже утверждает, что «нет худа без добра», да и каждый школьник знает, что у любой медали есть две стороны. Иными словами, что-то должно было непременно ухудшиться.
Я предлагаю рассмотреть это на примере изменений, произошедших буквально в прошлом году в сфере регистрации прав на недвижимое имущество. До октября 2016 года у граждан, желавших заключить, например, договор купли-продажи (или дарения) недвижимости (скажем, квартиры), была альтернатива. Они могли подать документы для проведения процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество либо в МФЦ, либо непосредственно в органы Росреестра. Если сейчас зайти на сайт Росреестра, там можно будет прочесть примерно такую фразу: «Документы на предоставление государственных услуг Росреестра принимаются и выдаются в Многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг». То есть, теперь альтернативы нет. Как мы уже понимаем, с одной стороны, это хорошо. В регистрационных палатах всегда была жуткая давка, а в МФЦ все тихо и спокойно – записался по Интернет в электронную очередь, подошел к указанному времени – и без проблем сдал оператору МФЦ все документы.
Разумеется, мы, простые граждане, вправе ожидать, что сотрудник МФЦ, который будет у нас принимать документы по нашей сделке, является профессиональным и «специально обученным» работником, при получении все это у нас проверит, если что не так – попросит поправить… В общем, мы можем 10 дней до получения документов с отметками о государственной регистрации сделки спать спокойно, верно?
А вот и не тут-то было… Практика показывает, что через пару дней Вам звонит регистратор (хорошо, если звонит, а то и просто письмо по почте присылает) и объявляет, что часть документов Вы не донесли, вследствие чего процесс регистрации приостанавливается. Особенно «прекрасные ощущения» возникают у покупателей квартиры, которые сполна рассчитались с продавцом по сделке, если выясняется, что надо донести документ именно со стороны продавца. Конечно, имея на руках договор купли-продажи и расписку о получении денег, можно обратиться в суд с требованием к Росреестру о принудительной регистрации сделки и выиграть этот процесс, но согласитесь, что процедура предстоит крайне нервная и очень малоприятная. Не говоря уже о том, что есть вероятность дело и не выиграть. Например, если выяснится, что продавец женат, а согласие супруга на продажу недвижимости отсутствует. Да, суд присудит сторонам вернуть все полученное по сделке, но сколько денег к моменту судебного решения останется на руках у продавца, можно только догадываться и строить предположения, одно интереснее другого.
Обратимся все к тому же сайту Росреестра и посмотрим, какой перечень документов (кроме, собственно, паспортов заявителей) необходим для регистрации права при оформлении купли-продажи квартиры:
1. Правоустанавливающий документ на объект недвижимости.
2. Согласие супруга.
3. Акт приема-передачи квартиры.
4. Письменное согласие залогодержателя (если объект находится в залоге).
5. Согласие органа опеки и попечительства (при наличии несовершеннолетних детей).
6. Договор купли-продажи.
7. Заявления о государственной регистрации.
8. Документы об уплате государственной пошлины.
Если зайти к нотариусу, и посмотреть список документов там, то он окажется несколько иным (в качестве примера я взял перечень с сайта нотариальной конторы http://notariusmsk.com/spisok-neobhodimyh-dokumentov#kupinedv)
1. Правоустанавливающий документ на объект недвижимости.
2. Согласие супруга.
3. Акт приема-передачи квартиры.
4. Выписка из ЕГРП об отсутствии обременений.
5. Согласие органа опеки и попечительства (при наличии несовершеннолетних детей)
6. Кадастровый паспорт с указанием кадастровой стоимости объекта.
7. Выписка из домовой книги.
8. Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей по налогу на имущество (если оно получено в порядке наследования или дарения);
9. Документы, подтверждающие родство (при отчуждении близким родственникам).
Оно и понятно – у МФЦ есть возможность не просить у Вас выписки из домовой книги, кадастровые паспорта, выписки из ЕГРП, так как все это либо уже есть у Росреестра, либо они сами передадут эти сведения в Росреестр.
Теперь – внимание, вопрос: как Вы думаете, по какому списку работник МФЦ должен проверять и будет проверять у Вас пакет документов? По одному из этих вариантов, или у него есть какой-то третий перечень? Многие читатели, узнав правильный ответ, будут удивлены. Но вся ирония как раз в том, что в МФЦ вообще не будут ничего проверять. Служба одного окна – это просто передаточное звено между Вами, как заказчиком государственной услуги, и Росреестром, как ее исполнителем. У Вас возьмут ровно то, что Вы принесете, и передадут туда, куда Вы попросите. И всё. На этом их работа выполнена. Если в Вашем договоре купли-продажи была ошибка, не совместимая с подписанием договора, то ее обнаружат только в Росреестре. Если Вы не принесли в МФЦ разрешение органов опеки и попечительства, например, а оно необходимо, то это обнаружат только в Росреестре. Если Вы забыли подписать акт приема-передачи квартиры с продавцом, это, опять-таки, обнаружится только в Росреестре. Итог во всех этих случаях будет один – уведомление Росреестра о приостановлении государственной регистрации на основании статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до момента устранены причины, препятствующей государственной регистрации прав, но не более чем на один месяц. И если в течение месяца причины не будут устранены, в государственной регистрации Вам откажут.
Из этого следует один важный вывод, о котором следует помнить, пожалуй, во всех случаях обращения в «службу одного окна»: МФЦ делает наше общение с государством удобнее, но предъявляет гораздо более высокие требования к квалификации того, кто обращается.
Игорь Авдеев, юрисконсульт (г. Москва)

Журнал "Правовая гарантия"


Рейтинг юриста

4.37
 4
 141
юрисконсульт
Оценить деятельность:

Назад к списку


Комментарии